Сосредоточиться («войти» в изучаемую тему) — это значит абстрагироваться от всего остального.
Сосредоточенное состояние — это когда вы не даёте внутренним и внешним помехам «сбить» вас и «увести» ваше внимание в сторону. В сосредоточенном состоянии вы не отвлекаетесь на посторонние предметы, которые не связаны с вопросом, которым вы заняты в данный момент.
Внутренние помехи — это посторонние мысли и желания, которые возникают в сознании. К ним относятся:
- предстоящие дела (обязательства, планы);
- волнующие события (ожидания, надежды);
- мечты (желания, фантазии, «хотелки»);
- страхи (волнения, иллюзии);
- установки, которые мешают воспринимать новое (внутренние отвлекающие «тараканы» и «заморочки»);
- прочее.
Внешние помехи — это факторы, которые появляются «из вне».
- кто-то отвлекает (человек);
- что-то отвлекает (шум, жара/холод, обстановка);
- обстановка не даёт чувствовать себя спокойно и сосредоточенно.
Если человек хочет продвинуться в теме (в своём деле), то он должен давать отпор возникающим внутренним и внешним помехам. Он должен пересилить сбивающие его помехи и полностью быть погруженным только в изучаемый вопрос. А для всех других дел — у него должно быть отведено специально предназначенное время!
Из-за чего возникающие помехи оказываются сильнее и «выбивают» человека из зоны концентрации или не дают туда войти:
- Отсутствие цели, ради которой изучается материал (делается дело). Не хватает стимула и мотивации («зачем мне это надо?»);
- Недостаточная заинтересованность и увлечённость темой (нет интереса и желания);
- Слабая организация и дисциплина мышления. Неразвитая «ширина» мышления — неспособность удерживать одновременно много деталей в голове (неспособность связывать детали между собой). Неразвитая «глубина» мышления — неспособность долго удерживать внимание на чём-то одном («копать» вглубь);
- Общая усталость. Нет сил, чтобы сконцентрироваться и удерживать внимание (в этом случае требуется отдых и восстановление мыслительного ресурса).
Далее я планирую более подробно разобрать помехи в учебном процессе и их причины, а также средства, которые могут помочь эти помехи преодолеть.