Мы стремимся к тому, чтобы работа приносила нам удовольствие и хороший заработок. Мечтаем об увлечении, которое станет профессиональной деятельностью. И в мечтах всё волшебно: ощущение компетентности, заинтересованность, увлеченность, энтузиазм, уважение, достойное поощрение, самореализация.
Мы хотим, чтобы ваши идеи нашли воплощение. Один из способов – обеспечить эффективную коммуникацию с окружающими людьми.
Предлагаем вам обратить внимание на классификацию обобщенных случаев «трудного» характера (Foster&Joy, 2017).
1. Нарциссический тип.
В процессе общения с Нарциссом всё сводится к проявлению восхищения в его адрес. Он напрашивается на комплименты, много говорит о себе и своих достижениях, упивается рассказами о себе, избегает тем, способных ущемить их чувство собственного достоинства. В качестве приятелей выбирает тех, кто готов идти на уступки, часто критикует себя и деликатен в общении. Готов жестоко «мстить», если кто-то, как показалось Нарциссу, обесценил его, проигнорировал или унизил.
Как себя вести. Чтобы облегчить себе жизнь, проще искренне хвалить работу и поступки Нарцисса, высказывать ему добрые пожелания, делать комплименты, выражать поддержку («У тебя, действительно, сложное задание»). Для защиты собственных авторских прав указываете свое имя. Предлагайте Нарциссу посмотреть на ситуацию глазами другого человека
2. «Венерина Мухоловка»
Мухоловка обаятельная, веселая, радостная, внушающая надежду о безоблачном будущем. Первые встречи с ней безупречны. К сожалению, в ее голове засела мысль о том, что ваша заинтересованность будет недолгой. Начинается поиск подтверждения убеждения. Волнение нарастает. Она уходит, потому что «вы меня не цените» и «я вам совсем не нужна». Истерики, скандалы, обвинения. Позже она может вернуться. И ситуация обязательно повторится. Он хочет быть идеальной, но боится, что никогда не дотянет до нужного уровня, поэтому ее эмоции проявляются крайним образом.
Как себя вести. Стремитесь к установлению границ, возвращайте к реальности. «Я понимаю, что ты сейчас расстроен. При этом я думаю, что нам обоим хочется домой, поэтому давай поскорее разберемся со всеми делами». Помогите разобраться, как всё происходит на самом деле, нарисуйте «цепочку» событий. Предлагайте использовать энергию во благо делу. Игнорируйте, если Мухоловка вовлекает вас в драму. Отмечайте положительные изменения.
3. «Негодяй»
Ради выгоды, повышения и денег готов идти по головам и лгать. Выражает неуважительное отношение к сотрудникам и клиентам. Способен на демонстрацию силы, если это помогает избавиться от конкуренции. Любезен с теми, кто может принести ему пользу. На руководящей должности часто нарушает закон и правила. Легко манипулирует другими и маскируется под трудолюбивого и усердного работника.
Как себя вести. Старайтесь не допустить, чтобы в вашу организацию попал Негодяй. Прописывайте четкие правила и санкции, чтобы легко выявить мошенничество и пресечь его. Поощряйте тех, кто сделал ощутимый вклад, а не обольстил вас. Наказание Негодяя должно быть публичным, увольнение обоснованным. Заручитесь поддержкой сотрудников и подтверждением нарушений. Кардинальный вариант – самому сменить место работы.
4. Педантичный тип
Многие воспринимают Педаната как ценного сотрудника, потому что он трудолюбивый и ответственный. У него всё разложено по полочкам, всему есть объяснение, а на каждый момент жизни есть правило. Они стремятся к контролю, систематизации информации и окружающих вещей. Часто это приводит к неумению получать удовольствие от деятельности и приспособиться к изменениям, незавершенным делам, требовательности к окружающим.
Как себя вести. Подчеркивайте, с каким усердием Педант выполняет свою работу, при этом проговаривайте, какую роль вы сами сыграли. Не вступайте в спор из-за мелочей, не давайте излишних обещаний, одобряйте планы, соглашайтесь с правками. Для избегания гнева и депрессивных состояний убеждайте, что Педант имеет право на ошибку, что всё контролировать невозможно, а его усилия всегда заметны.
5. «Рассеянный»
«Рассеянному» сложно удерживать внимание на чем-то одном. Он может обладать потрясающими задатками, но неспособность что-то закончить или даже начать губит его таланты. Неорганизованность, забывчивость, непунктуальность, частые ошибки – признаки «рассеянного» типа. Рутина совершенно не подходит для Рассеянного.
Как себя вести. Рассеянному нужно обеспечить вовлеченность: давать небольшие задачи, возможность проявить творческий подход, согласовывать с его компетенциями, обеспечивать ситуации успеха, готовить инструкции, избегать многозадачности, организовать деятельность, назначить ассистента.
Мы уже изучили пять типов «трудных» характеров.
Случалось ли вам сталкиваться с такими людьми?
Что помогает вам наладить с ними общение и оставаться продуктивными, когда они рядом?
В следующей статье мы поговорим еще о пяти типах.
Следите за новостями.