В это трудно поверить, но Онегин и Ленский как персонажи «родились» в русской литературе в 1818 году, за пять лет до того, как сам Пушкин начнет работу над своим романом в кишиневской ссылке. И придумали их совсем другие люди: маститый драматург Александр Шаховской и молодой поэт и дипломат (!) Александр Грибоедов.
Краткая предыстория. В 1815 году Грибоедов переехал в Петербург и снять задешево квартиру на одной лестнице с руководителем императорскими театрами Шаховским. Это предопределило будущее молодого человека: он стал писать пьесы.
Литераторы, старый и молодой, дружатся, и в 1818 году даже стали соавторами одной вещи, но нас интересует не она.
В том же 1818 году у Шаховского вышла комедия «Не любо — не слушай, а лгать не мешай», а Грибоедов вместе с другом вольно перевел, точнее адаптировал под русские реалии французскую пьесу «Притворная неверность» (Les fausses infidelities).
Итак. В первой вещи появился Онегин (как некий персонаж, который то ли сгинул в 1813 году в Богемии, то ли нет), а во второй — Ленский, еще без имени, как один из двоих влюбленных, которому якобы изменяют. Ах да, еще у Грибоедова Ленский — оцените иронию — просит друга не вызывать обидчика на дуэль.
В общем, использование абстрактных речных фамилий (у русской дворянина не могло быть такой) было в моде в питерской театральной среде конца десятых годов. Пушкину же было 19 лет, он жил в том же Петербурге и дописывал «Руслана и Людмилу». И, как известно, ходил в театры постоянно.
Если вы все еще думаете, что это совпадение. Давайте посмотрим на первую главу «Онегина»:
Волшебный край! там в стары годы
<…> вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой