У каждого, я уверен, были случаи, когда успех или неуспех жизненно важного дела зависел от совершенно ничтожных случайностей, повлиять на которые вы никак не могли. Рок, как его понимали древние, во всей своей красе.
Ни для кого не секрет, что нередко решить какие-нибудь вопросы с государственными органами означает пройтись по тонкой грани, где малейшая ошибка или нестыковка способна отодвинуть решение на неопределённый срок или вообще загубить дело, ибо момент будет упущен безвозвратно. Расскажу, как я однажды менял паспорт моряка. Вот такую, блин, книжицу:
На самом деле это ни хрена не паспорт, хотя и похож, - перевожу надпись на обложке: "Удостоверение личности моряка". Ну, мы его паспортом называем для краткости. И если вы сунетесь с ним пересекать границу, вам необходимо иметь с собой дополнительно выписку из судовой роли (списка экипажа), заверенную подписью капитана, судовой печатью (или печатью крюингового агенства) и, если вы выезжаете из чужой страны, в выписке должен стоять штамп пограничного контроля о вашем туда въезде. Как и в паспорте, кстати.
Но есть страны, где вас и с этим комплектом пошлют подальше, а потребуют обычный загранпаспорт, так что и его надо с собой иметь обязательно. А теперь самое интересное.
Ни в США, ни в Бразилии, Аргентине, ЮАР, других приличных странах, или даже в Румынии, когда судно заходит в порт, пограничники штампы в эту филькину грамоту не ставят.
А вот в России, Грузии, на Украине или в Болгарии - обязательно. Вошли - штамп о въезде, вышли - штамп о выезде. На одной странице помещается четыре пары штампов.
Рейс Россия-Турция, (а в Грузию почти всегда), туда-обратно иногда занимает не более десяти суток. Это пара штампов. Несложный подсчёт показывает, что за полтора месяца страничка тю-тю.
А страничек таких всего шесть. В отличие от российского паспорта, где их тринадцать.
Оно бы и хрен с ним, и шести на контракт хватит, но горе в том, что новый паспорт вам выдадут не раньше, пока в старом страницы четыре, как минимум, будут забиты, да и то надо в дипломно-паспортном отделе (ДПО) быть очень убедительным, обосновывая необходимость его замены.
Вот я и отправился с тремя свободными страницами, надеясь, что рейсы будут длинными, иногда ведь и в Африку ходим, Ливан там и даже до Барселоны добирались. Это долго.
Но на всякий случай новый паспорт заказал.
И как на грех, все рейсы были короткими, а грузины после разгрузки в Поти выгнали нас на рейд, ждать армянский металлолом, и хотя мы из тервод не выходили, отметки поставили. Полстраницы за недельный рейс, твою мать!
Короче, через пару месяцев стало ясно, что надо списываться с судна (причём, ха-ха, ещё должно быть место для двух штампов - выезда из России и въезда на Украину) или менять паспорт.
Но получить его можно только лично, росписи там и прочая хрень.
Пришли в Азов под погрузку металлоломом. Это от двух до трёх суток. Я до сих пор с уважением вспоминаю решительность нашего капитана, давшего мне добро смотаться в Севастополь. Ведь, если бы я опоздал к отходу, рейс был бы задержан, а это очень, очень большая для него неприятность.
Первоначально всё сложилось удачно. ДПО торгового порта Севастополя выдавал паспорта один раз в неделю с 8 до 12 часов, в пятницу, если не ошибаюсь, а был как раз четверг.
Я помчался в Ростов, горячо надеясь, что будет свободный билет на севастопольский автобус. Свезло, место было и где-то в восемнадцать часов автобус отправился в путь, а я молился, чтобы он не сломался, не попал в аварию или не произошло другой какой задержки, ибо по графику он должен был прибыть в Севастополь к девяти утра.
Представьте мою злобу, когда мы уткнулись в длиннющую кишку пробки, начинавшуюся аж у памятника матросу Кошке, а кто знает Севастополь, знает, сколько там ещё до автовокзала. Где-то полчаса ползли, и ведь смысла выйти не было, ибо добраться оттуда до площади Нахимова можно только по одной единственной дороге, которая была заблокирована и для городского транспорта.
Короче, из троллейбуса я выскочил уже почти в десять. Поспешил через площадь к морвокзалу, обогнул его и забежал на второй этаж здания, где располагался ДПО. Как я и предполагал, тесный предбанник перед вожделенным окошком был плотно забит народом. Стало ясно, что в очереди до полудня я до него не доберусь. Но и тут судьба была благосклонна - почти все стояли на сдачу документов.
"Братцы", взвыл я, "пароход в Азове под погрузкой, дайте паспорт забрать!"
Народ понимающе потеснился, я сунул в окошко свой старый паспорт. Тётка порылась в ящике, забитом новыми паспортами, нашла мой, раскрыла его и сообщила, что там нет росписи капитана порта. ....!
Глупо было бы спрашивать - почему, это мог бы сделать только салага, не понимающий, кто в доме хозяин. Сама же роспись делалась с помощью штампа, однако что-то помешало пришлёпнуть его в моём документе.
"Что же делать?" - умильно вопросил я.
"Сходите к капитану порта с заявлением, пусть поставит визу", равнодушно отвечала она. Следующий!
Пропихавшись сквозь толпу, я сбежал по лестнице и порысил в здание морвокзала, где располагался капитан порта. В приёмной секретарша, крупная девица, приятная во всех отношениях, доложила,что капитан куда-то вышел, никто не знает, куда и пожалуй уже не вернётся до послеообеда, поскольку трапезничает дома.
А вот это был капец! В субботу и воскресенье ДПО не работал, я даже не мог вернуться на судно, старый паспорт был убит полностью. В прострации я стоял на ступеньках у входа в приёмную. Кто же мог знать, что всё так получится?
Внезапно сзади зацокали каблуки. "Звонили из ДПО, сказали, чтобы вы быстро вернулись, капитан заглянул к ним" - уведомила секретарша.
Уже галопом я помчал обратно, как раз выкликали мою фамилию. Снова меня пропустили к окошку, через несколько минут хрустящая книжица была в моих руках.
Направляясь через площадь к троллейбусу, я размышлял о том, сколь судьба благосклонна ко мне.
Ведь капитан порта мог и не зайти в ДПО, а если бы и зашёл, затурканная тётка могла и не вспомнить обо мне. Могла она и не позвонить секретарше, а та могла полениться выскакивать из приёмной, я-то ведь ушёл вообще-то.
Скажите после этого, что у нас неотзывчивые люди работают в государственных присутственных местах!
Добравшись до дома, я похлебал борща, разогретого женой и убыл на автовокзал, в надежде, что будут свободные места на ростовский автобус, и тут свезло - они таки были. В шестнадцать часов я двинулся в обратный путь, надеясь, что автобус не сломается, не попадёт в аварию и не случится каких-нибудь других задержек. В восемь утра следующего дня я уже пересаживался на азовскую маршрутку.
Такое сцепление обстоятельств благоприятных или наоборот, сопровождает каждого из нас всю жизнь.
И тут встаёт интереснейшая проблема везения или невезения. Но это уже совсем другая тема.
А здесь рассказываю, как я диплом гражданского моряка получал , тоже та ещё история :)