Найти в Дзене
Автомобили СССР

Неужели это ПАЗ?! (ПАЗ Турист-8,5 м/Турист-Люкс/3202Т/3203)

В мае 1967 г. герой завязки нашего повествования, туристический ПАЗ-665Т (второй экземпляр без задней распашной двери) получил серебряную медаль Комиссариата Франции по туризму и Приз отличия на XVIII Международной недели автобусов в Ницце. Казалось бы неплохой результат, но объективно павловцы понимали, что автобус был на ступеньку ниже своих собратьев из капиталистических стран и по художественной новизне форм и по уровню отделочных материалов, и по качеству сборки и подгонки деталей. Представители КЭО ПАЗ впервые воочию смогли увидеть уровень автобусостроения Европы. К следующему конкурсу в Ницце на заводе стали готовится основательно. Так в марте 1969 г. появился опытный ПАЗ Турист-8,5 м или ПАЗ Турист-Люкс. Автобус был длиннее ПАЗа 665Т на целый метр (отсюда и индекс 8,5 м), впервые для ПАЗов имел заднемоторную компоновку с установленным в «корме» двигателем ЗИЛ-130 (бензиновый, карбюраторный, V-8, 6,0 л., 150 л.с. при 3200 об/мин), который позволял развивать максимальную ск

В мае 1967 г. герой завязки нашего повествования, туристический ПАЗ-665Т (второй экземпляр без задней распашной двери) получил серебряную медаль Комиссариата Франции по туризму и Приз отличия на XVIII Международной недели автобусов в Ницце.

                   ПАЗ-665Т, 1967 г.
ПАЗ-665Т, 1967 г.

Казалось бы неплохой результат, но объективно павловцы понимали, что автобус был на ступеньку ниже своих собратьев из капиталистических стран и по художественной новизне форм и по уровню отделочных материалов, и по качеству сборки и подгонки деталей. Представители КЭО ПАЗ впервые воочию смогли увидеть уровень автобусостроения Европы.

К следующему конкурсу в Ницце на заводе стали готовится основательно. Так в марте 1969 г. появился опытный ПАЗ Турист-8,5 м или ПАЗ Турист-Люкс.

ПАЗ-Турист-8,5 м, 1969 г.
ПАЗ-Турист-8,5 м, 1969 г.

Автобус был длиннее ПАЗа 665Т на целый метр (отсюда и индекс 8,5 м), впервые для ПАЗов имел заднемоторную компоновку с установленным в «корме» двигателем ЗИЛ-130 (бензиновый, карбюраторный, V-8, 6,0 л., 150 л.с. при 3200 об/мин), который позволял развивать максимальную скорость 100 км/ч. Двигатель агрегатировался с зиловской механической 5-ступенчатой КПП. Подвеска была стандартная, - продольные рессоры.

-3

В салоне располагались 24 обшитых красным кожзамом кресла с подголовниками и индивидуальными блоками освещения и вентиляции, кроме того имелось складное сиденье гида. В задней части салона, напротив задней комбинированной двери с иллюминатором, располагался гардероб, мини-бар, умывальник и холодильник инкрустированные шпоном под красное дерево. Боковые стекла имели гнутую форму.

-4

В мае 1969 г. автобус, пройдя своим ходом в составе автоколонны из Москвы в Ниццу, принял участие в XIX Международной неделе автобусов. По результатам конкурса автобус был награжден Большим Призом и призом за техническое совершенство, а также призом «Золотая Ника» XVI Международного туристического ралли!

-5

-6

Впоследствии автобус послужил основой для предполагаемого серийного семейства туристических автобусов средней размерности ПАЗ-3202Т и 3203 (упрощенная версия 3202Т с увеличенным количеством посадочнх мест) с агрегатами ЗИЛ.

ПАЗ-3202Т, 1971 г.
ПАЗ-3202Т, 1971 г.
ПАЗ-3203, 1972 г.
ПАЗ-3203, 1972 г.

Однако ЗИЛ ввиду загруженности производства отказался поставлять двигатели и КПП, к тому же у ПАЗ-3203, после остекления задней части, выявились проблемы с жесткостью кузова и туристские ПАЗы так и остались красивой сказкой до появления Авроры в конце 2000-ых годов.

Жаль. Очень-очень жаль.

*Все фотографии использованы с общедоступных интернет-ресурсов и книг*

**Спасибо за подписку и внимание. Лайки категорически приветствуются! Приятного познавания истории**

Опередивший время (электромобиль НАМИ-010, ЛАЗ-750/751)
Гости из прошлого будущего (ЛАЗ-360/360Э)
Автобус вместо нефти (ЛиАЗ-677Э, 677Т, экспортный)
Квадрат после круга. Картины Малевича (ЛАЗ 696, 698, 4202, 42021, 42022)