Найти в Дзене
Bright Estate

КАК «НОВЫЕ ЛЮДИ» МЕНЯЮТ ЖИЛИЩНЫЙ РЫНОК РОССИИ

Существует мнение, что в провинциальных городах за последние 20-30 лет ситуация с жильем и критериями его выбора практически не изменилась. Это усредненный тезис.

Однако, многие крупные города, мегаполисы, существенно преобразились за этот, достаточно краткий период времени. Например, Казань, Екатеринбург, тот же Санкт-Петербург и др. Москва же в этот списке, безусловно, стоит особняком, ведь абсолютно очевидно, что наиболее значительные архитектурные, инфраструктурные и бытовые изменения зафиксированы именно здесь.

И здесь критерии и требования потенциальных покупателей к формату и качеству жилья существенно модифицировались. С чем это связано?

Во-первых, с 2000-х начала значительно улучшаться общая социально-экономическая ситуация: доходная часть персонального бюджета выросла, проще говоря, у людей стали появляться свободные средства, которые хотелось потратить рационально. И недвижимость, как наиболее стабильное вложение «кровно заработанных», представляло собой вполне стабильную платформу для появившегося желания. Люди стали здраво смотреть на приобретение пусть и более дорогой, но и более качественной недвижимости.

Во-вторых, нашим согражданам наконец открылась возможность безопасно путешествовать – исколесив мир вдоль и поперек, они увидели собственными глазами, как люди живут «там».

И в-третьих, по мнению экспертов, на сегодняшний день происходит знаковая «смена элит», которая существенно уже повлияла и будет влиять в долгосрочной перспективе на рынок недвижимости России. Уже сейчас компилируются и превращаются в реальную движущую силу новые целевые аудитории покупателей – покупателей, которые знают, чего они хотят.

Речь идет о так называемом «поколении Y» (людях 1985-2000 годов рождения) и еще более ультрасовременном «поколении Z» (2000-е годы рождения). Более свободное от стереотипов и жесткой цензуры поколение избрало своей абсолютной доминантой качество жилья, начиная от привлекательного фасада здания, входной группы с консьерж-сервисом и заканчивая современными инженерными, планировочными и прочими решениями. В то время как предшествующее ему «поколение X», которое выросло в СССР и прошло через коммунальные квартиры и прочее, совсем не так категорично в выборе уровня комфорта проживания. И они, что важно, все в меньшей степени становятся участниками рыночных отношений недвижимости, и более того, почти покидают его (в данном случае не идет речи о людях, которые с удовольствием приняли «модернизацию»).

Все это ведет к тому, что нынешним девелоперам, желающим оставаться «на острие» рынка, не остается иного выхода, как адаптироваться к новым реалиям, развивая строительные технологии, совершенствуя квартирографию, и оптимизируя усредненные метражи с максимальной вариативностью планировочных решений.

На начальном этапе модернизации отношений рынка (2000-2006 гг.), который отличался большим объемом «вливаний во вторичку», ключевым трендом состоятельных людей было владение как можно большим количеством квадратных метров. Однако уже в 2008 существенные изменения претерпела психология покупателя – они осознали, что во всех смыслах переплачивают за, в общем-то, лишнее пространство, будь то оборудованная комната для хранения шуб или бильярдная. Но аксиома была сильна: недвижимость – вечная не устаревающая ценность, это исключительный статус собственного благополучия.

-2

Но тренд на то и тренд, что характеризуется частой и кардинальной сменой, другие условия жизни создали предпосылки для формирования новой «системы координат». Во-первых, недвижимость дешевеет. Во-вторых, опять-таки из-за смены трендов, она может стать неликвидным объектом и собственнику будет трудно от нее избавиться. В-третьих, владение ею так или иначе тесно связано с постоянными, зачастую, иррациональными расходами (особенно в случае бесполезных метров). И это при том, что в моде абсолютная практичность, здравая экономность и четкое желание знать «за что я плачу». Кстати, большая часть молодежи вообще предпочитает арендовать, а не приобретать жилье, так как не хочет быть категорично привязанной к конкретному месту жительства, будь то город в целом, район и др. У представителей новых поколений потенциальных покупателей недвижимости есть и еще один аргумент в пользу аренды – им нужна свобода, они хотят путешествовать по миру и получать широкий спектр новых впечатлений, знакомиться с разными культурами, особенностями национальной кухни и вековых традиций, вместо того, чтобы безвылазно сидеть в одних и тех же опостылевших стенах. И ведь именно это желание свободы, свободы разума, помогло сломать такой закоренелый стереотип как «у них там, в Европе все, как у людей».

Все вышесказанное позволяет вести речь о происходящей на наших глазах смене каноничных эпох на рынке недвижимости.

«Смена элит» непосредственно затронула и строительный сектор. В 90-е на рынок выходило преимущественно типовое панельное жилье, активно застраивались относительно новые спальные районы – Марьино, Бутово, Новокосино и другие. Причем технология была по-прежнему советской, которая не предусматривала никакой индивидуальности фасадов, планировок, инфраструктурных и иных решений.

А качественное, по-настоящему элитное, жилье на рубеже 2000-х годов возводилось из кирпича, и именно эти объекты пользовались у потребителя повышенным спросом. Здания из «современного» кирпича выгодно отличались от основы панельного жилищного фонда: в них располагались квартиры с улучшенными, правильными планировками, и иногда даже с так необходимыми двумя санузлами. Впрочем, от кирпичных домов также отказались в пользу монолитного жилья, ввиду затратности (как временной, так и материальной).

На начальных этапах монолитное строительство тоже было весьма и весьма затратным, но с усовершенствованием и развитием технологий, оно стало дешевле и проще. Более того, монолит позволяет девелоперу вариативно организовывать пространство внутри дома, и в конечном итоге покупатели жилья «в монолите» получают возможность выбрать себе квартиру / апартаменты, рассматривая объекты с самыми разными планировками, включая простое объединение их между собой, как горизонтально, так и вертикально.

Запрос на более качественное жилье является закономерным следствием роста благосостояния граждан государства. После удовлетворения своих базовых потребностей (в еде, пище и прочее), человек стремится к самовыражению, в том числе – и через свою собственность. Для него важно жить в красивом доме с индивидуальным фасадом, своей территорией с благоустроенным двором и детской площадкой, а из окон его квартиры с уникальной и в то же время удобной планировкой, должны открываться запоминающиеся виды, дарящие чувство личной гармонии и умиротворения. И тогда становится ясно, что типовые панельные застройки ни в одном из пунктов не отвечают заявленным требованиям, потому не исключено, что в скором времени они будут становиться все менее востребованными с последующим исчезновением с рынка недвижимости.

Это то, что уже произошло, но ситуация по-прежнему остается динамичной и еще не достигла своего пика, а потому нам остается лишь продолжать наблюдать за уникальным явлением, которое, хочется верить, сделает рынок жилья более качественным и доступным.

Если Вам понравилась наша статья, поделитесь ею с друзьями в социальных сетях. Благодарим Вас!

Не забываем ставить лайк и подписываться на наш канал!

Ещё больше полезных статей, аналитических данных и обзоров можно увидеть в нашем Блоге!