Народ Брюса боялся. Говорили, что занимается алхимией на Сухаревой башне, знает секрет живой и мертвой воды и хранит магическую книгу, написанную самим сатаной. В действительности Яков Брюс был добрейшим человеком, просвещенным и преданным государю. В сверхъестественное не верил — всему искал научное объяснение.
Петр I доказывал Брюсу, что есть явления чудесные. Нетленность святых мощей Брюс пояснял сухим климатом, аскетичной жизнью святых и природным бальзамированием. Однажды Петр открыл раку с мощами святого Никиты, усадил его, руки развел в стороны и снова скрестил на груди. Удивился Брюс, признал, что Бог всемогущ, и науке многое неведомо.
Потомок королей
Брюс происходил из старинного дворянского рода. В XIV веке его предки были королями Шотландии. Отец Якова перебрался в Россию в 1647 году. Карьеру делал на военном поприще, дослужился до полковника. Сыновья пошли по стопам отца: старший сын Роман дослужился до генерал-лейтенанта, а младший Яков был начальником артиллерийских войск и генерал-фельдмаршалом.
Братья обучались на дому, младший имел особый талант к естественным наукам. Оба состояли в потешном войске. В 17 лет Яков получил боевое крещение в крымском походе Голицына. Как близкий соратник поддержал Петра, когда тот сместил свою сестру-регентшу.
Реформатор и организатор
Не было военной баталии, в которой бы не отличился храбрый шотландец. Участвуя в Азовском походе, в 26 лет он составил географическую карту Московии и Малой Азии. Год спустя сопровождал Петра в Великом посольстве — поездке по европейским странам.
По поручению Петра Яков провел в Лондоне два года, занимался переводами, изучал артиллерийское дело и математику, встречался с Ньютоном. После поездки Петр поручил Якову Брюсу модернизацию российской артиллерии.
После битвы под Нарвой Петр велел Брюсу как можно быстрее переливать колокола на пушечные стволы. Шотландец не всегда находил понимание в подчиненных, докладывал государю о пьянстве мастеров и вечных отговорках. Не понимал, как можно пренебрегать делами державными.
В 1704 году Яков Брюс, кроме артиллерийской школы, возглавил инженерную и навигационные школы. Под его началом была построена обсерватория, а с 1706 года заведовал Брюс российским печатным делом. Он курировал издание месяцеслова, позже названного Брюсовым календарем (хотя его составил библиотекарь Василий Киприянов).
Коллекционер и ученый
Брюс собирал гербарии, монеты, редкие вещицы и минералы. Его библиотека насчитывала более полутора тысяч томов, в основном научных справочников по физике, биологии, географии, химии, медицине и астрономии. Один посол никак не мог расположить к себе Брюса, известного своей неподкупностью. Ему посоветовали раздобыть для коллекционера собрание эстампов с изображением дворцов Франции.
В конце XVII века один исследователь Камчатки привез в Москву невысокого желтокожего мужчину. Его лодку прибило к камчадалам, и он был единственным из соплеменников, пережившим суровый климат и непривычную еду. Увидев русских, человек плакал от счастья, приехал с ними в Москву.
Очевидцы отмечали, что человек разумен и весьма учтив. Записали его в рапорте «индейцем», позже уточнили: «Дэмбэй, татарин Апонского государства». Петр передал «апонца» Брюсу. Велел обучить иноземца грамоте и его язык выучить, а после отпустить домой. Дэмбэй остался в Москве, принял православие. Основанная Брюсом школа японского перевода работала до 1739 года.
Незнакомые берега
Яков мечтал добраться до Японии, но первая экспедиция попала в шторм, и он больше не пытался найти далекие острова. Брюс прошел все военные кампании России и выполнял все важные поручения Петра. Шотландец знал семь языков, обладал познаниями во многих научных областях, был честен и экономен.
Кому, как не Брюсу, можно было поручить поиск в Европе мастеровых, архитекторов, талантливых людей, художников, закупку инструментов для навигации и исследований. В одной из поездок Брюс свел знакомство с Лейбницем и позже переписывался с ученым.
В 1717 году Петр доверил Брюсу новую отрасль — горнодобывающее и заводское дело. Одновременно Брюс совершенствовал пушки и по поручению Петра занимался дипломатией. Четкость и твердые принципы Брюса пригодились во время переговоров о мире со шведами.
В скромном уединении
Петр настолько был доволен мирными условиями, что пожаловал Брюсу титул графа, пять сотен дворов и хотел сделать его тайным советником. Брюс от высокой должности отказался, объяснив тем, что иноверец не может занимать столь важный пост.
После смерти Петра Брюс подал в отставку. Купил имение Глинки, разбил в нем парк и построил обсерваторию, занимался науками, изучал медицину, лечил травяными сборами местных крестьян. Наследников Брюс не оставил. Две его дочери умерли в младенчестве, после смерти первой жены он не женился, отдавая все силы служению отечеству, наукам и пополнению своей коллекции диковин.
Его титул и имения перешли племяннику, который назвал единственного сына Яковом в честь дядюшки. Коллекция курьезов, собранная Брюсом, после его смерти вошла в экспозицию Кунсткамеры. Инструменты и научный инвентарь он завещал Академии наук.
Живучие легенды
Со временем легенды и мистические рассказы о «чернокнижнике» Якове Брюсе затмили его истинные заслуги. Как триста лет назад, в народе передают предания о призраке Брюса, огненном драконе, железных птицах и о том, как чародей Брюс посреди лета пруд заморозил, чтобы гости покатались на коньках.
Не забывают о Сухаревой башне, где собиралось Нептуново общество, а Брюс изучал астрономию и наблюдал небесные тела. И рассказывают о «Яшкиной бабе», железном роботе, гулявшем по усадьбе Глинки и скрашивавшем одиночество последних лет жизни Якова Брюса.
Все непонятное издавна называют колдовским. Своими опытами и исследованиями Брюс лишь подливал масла в огонь. Конечно, никакого волшебства не было, но до сих пор в Москве водят экскурсии к усадьбе колдуна Брюса.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!
Вам будет интересно:
Инквизиция по-русски — чем занималась Тайная канцелярия
«Руками и ногами по столу не колобродить», — как воспитывали молодёжь при Петре Первом