Найти тему
IMOM.ME

Развитие памяти

Оглавление

Иногда родители пугаются, что ребенок плохо запоминает информацию. Но проблема не в том, что память у ребенка плохая (такое в детском возрасте редкость), скорее всего она у малыша недоразвита, и это можно исправить!

Чаще всего переживания о памяти детей возникают, когда ребенок идет в школу. Там на них сваливается огромное количество информации и разложить ее по полочкам очень сложно, тем более запомнить. Для того, чтобы ребенка подготовить к школьному периоду или же адаптировать как можно скорее к большому потоку знаний, необходимо развивать память.

Особенности памяти у детей

В первую очередь, стоит обратить на возраст малыша. Чем он старше, тем лучше работает его память. Взрослея память ребенка совершенствуется, как и способы ее применения становятся сложнее. Плюс дошкольного возраста и времени начальной школы в том, что дети без особых усилий запоминают нужную информацию. Но только если она им нравится. Память детей постарше уже функционирует как у взрослых. Они применяют ассоциативный метод запоминания или же через определенные важные моменты, которые сохраняются в памяти как заметки.

Знания. Когда ребенок имеет уже багаж каких-то знаний и опыта он начинает анализировать, размышлять, память работает усиленно, и он начинает лучше запоминать. Согласно мнению большинства психологов – лучший возраст для развития памяти – дошкольный.

Детская память работает немного иначе, чем у взрослых. Когда вторые получают новые знания, они связывают их с уже имеющимися, это легкий способ запоминания, но детям он не под силу. У малышей ассоциативный механизм работает плохо, и поэтому детская память работает в упрощённом виде, при этом у детской памяти есть свои сложности.

Для ребенка в процессе запоминания главную роль играют эмоции и образность. Т.е. чем малышу интереснее, тем быстрее он это запомнит. Поэтому для детей идеальным вариантом развития памяти выступает игра. Если информация малышу не нравится, скорее всего он ее не запомнит, и важные моменты не будут восприниматься, если они скучны.

Родителям стоит учитывать при обучении малыша эти особенности и организовывать увлекательный процесс обучения: интересные игры, занятия с яркими картинками и игрушками. Сам малыш не понимает еще как устроена его память, поэтому задача находить индивидуальные методы перекладывается на родителей или няню.

Некоторые игры могут казаться малышу скучными, для этого нужно суметь завлечь его, заинтересовать в виде приза, поощрения и сделать информацию максимально доступной. Память у малышей развивается максимально интенсивно, подготавливая мозг к тому потоку информации, который ждет детей в школе. Поэтому не злитесь, если ребенок за день задает до 50 вопросов. Таким образом, ребенок пытается ориентироваться в потоке новых знаний.

-2

Детям очень легко даются стишки, песни, считалки потому что эта информация легко запоминается и у нее есть некоторая звучность, которая вызывает интерес. Когда ребенку дошкольного возраста предлагают вспомнить что-то, это не составляет для него труда. Очень важно малыша хвалить, одобрять, так как положительные эмоции ускоряют процесс запоминания.

Многие родители исходя из понимания данной информации считают, что детям нужно дать максимально хорошего, тем самым покупая им вкусности, давая возможность играть в компьютер долго, смотреть телевизор. Однако если при этом у детей сидячий образ жизни, они не получают достаточно витаминов и кислорода, то и процесс запоминания замедляется и память перестает развиваться с нормальной скоростью.

Что влияет на развитие памяти?

Помимо игр и увлекательного обучения ребенка, на его память влияют и другие ежедневные факторы.

  • Питание. В рацион питания стоит добавить орехи, злаки, твердый сыр, семечки, зелень, печенку, белое мясо, овощи и фрукты. Эти продукты не сколько развитию памяти, сколько активной работы мозга, тем самым запуская процесс запоминания. Лучше всего из перечня продуктов подходят орехи и злаки. Мучное и сладкое лучше минимизировать, разве что по утрам давать маленький кусочек черного шоколада, он тоже улучшает мозговую деятельность.
  • Образ жизни/режим дня. Идеальным вариантом для активной работы мозга становится ежедневная прогулка в течении минимум часа, желательное время 2-3 часа. Мозг насыщается кислородом и лучше работает, память начинает лучше функционировать.
  • Физическая активность. Помимо прогулки у ребенка должно в жизни быть постоянное движение, а не часы, просиженные у компьютера. Подвижные игры на воздухе с семьей и друзьями хорошо в этом помогут, если же вокруг нет соседей с детьми, то отдайте малыша в спортивную школу или на танцы.
  • Правильный сон. Хороший сон у ребенка залог не только хорошей работы мозга и памяти, но и всего состояния малыша. Должен быть выработан режим сна. Укладывать надо малыша в одно и то же время, даже если он противиться. СО временем ребенок привыкает к режиму. А чтобы ускорить этот процесс не давайте ребенку смотреть телевизор за час до сна и давайте стакан теплого молока.
  • Время с родителями. Пребывание родителей с малышом играет огромную роль на развитие памяти. Ведь именно родители задают ритм обучения малыша, играя с ним, читая ему, обучая его.

Развитие памяти у детей непростой процесс и не быстротечный, но это необходимая мера для того, чтобы улучшить развитие ребенка в будущем, его обучение в школе и успеваемость.

Как развивать детскую память

Регулярность – вот главное правило при развитии памяти. Но не стоит требовать от ребенка все и сразу. «Повторение – мать учения», — эта поговорка в данном случае очень подходит. Так как повторяя упражнения или информацию день за днем ребенок ее запоминает, а постепенное усложнение задачи поможет ему со временем запоминать больше информации.

Очень хорошо в этом помогает фантазия родителей. Так как развивать память можно практически везде. В вашем распоряжении: улица, дом, в гостях у друзей можно тоже развивать, в торговом центре. Но стоит помнить о том, что занятия на развитие памяти должно приносить истинное удовольствие и детям, и родителям. Не принуждайте ребенка к игре, если он не в настроении, постарайтесь его увлечь игрой, и возможно это изменит его настрой.

Зрительная память

Зрительная память развивается легче всего. Хорошей тренировкой послужит прогулка, после которой ребенку нужно нарисовать все то, что он видео на улице. Но ограничиваться на этом не нужно. Рассмотрите рисунок, обсудите детали, задавайте вопросы (не всегда понятно, что конкретно пытался изобразить малыш). Если ребенок не запоминает буквы или цифры создайте ему условия ассоциации. Сначала ребёнку будет сложно из-за особенностей детской памяти соотнести букву и рисунок, но это поможет развить память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки.

Хорошо подойдут такие простые игры как дидактические картинки, «Найти пару», «Найти отличие», «Собрать картинку».

Можно играть в «Фотоаппарат», показать ребенку картинку (начинать с той, где деталей меньше), и попросить его побыть фотоаппаратом и запомнить, что изображено. Затем убирают картинку и просят рассказать об увиденном, стараясь вспомнить подробности. Затем показывают рисунок снова и проверяют, что было воспроизведено. Если у ребенка плохо получается, проявите терпение и доброту, разговаривайте с ним тепло, не ругайте, попросите его вежливо попробовать запомнить в следующий раз больше деталей.

Игра «Чего не хватает?» На столе лежат разные вещи и их показывают ребенку. Затем накрывают предметы платком, а ребенка просят отвернуться. В это время предмет один убирают, а ребенка просят открыть глаза и показывают снова предметы, малыш должен угадать какого предмета не хватает.

-3

Как развивать остальные виды памяти, особенности развития памяти по возрастам, советы родителям в продолжении статьи.