Найти в Дзене

Авторское право – это бесплатный способ защиты Вашего дизайна или хождение по мукам?

Оглавление

В данной статье мы, уважаемый читатель поговорим с вами о еще одном распространенном заблуждении в бизнесе касательно того, что нормами авторского права можно легко, просто и всегда доказать, что права на дизайн принадлежат именно Вам.

Это статья актуальна для вас если:

- в вашем бизнесе при изготовлении изделия/ товара/ продукта нередко Вы создаете дизайн, способный влиять на покупательское решение ваших клиентов;

- у вас есть желание разобраться в подводных камнях, которые возникают в ходе защиты дизайна через нормы авторских прав.

Вы, прочитав данную статью, как раз поймете для себя, на сколько реально это осуществить.

Так стоит ли Авторское право на страже Вашего дизайна или это иллюзия?

Многих наших читателей прельщает, что согласно п.1. ст. 1250 ГКРФ авторское право на произведение подлежит защите независимо от того, зарегистрирован ли объект дизайна. И авторские права не подлежат, какой-либо обязательной регистрации. У вас возникает убеждение, что раз так, то стоит Вам собрать любой ворох доказательств, связанный с созданием дизайна и суды непременно примут вашу сторону.

Ведь как же может быть иначе? Вы же автор!! Но так ли это на самом деле? Насколько в России суды лояльно относятся к авторам дизайна, обратившимся в суд по ст. 1301 ГКРФ с требованием прекратить копирование их дизайна? Насколько состоятелен и надежен, а главное прост для нашего читателя этот способ доказывания принадлежности ему прав на дизайн?

Когда нормы Авторского права как китайский ребус для Автора?

Давайте вместе в этом разберемся, подняв самый наглядный пример из российской судебной практики. Для этого проанализируем проблемы доказывания, которые возникли у таких уже обладателей дизайна как вы, уважаемый читатель. Так, например, в судебном деле №А56-35168/2009 суд отказал в удовлетворении иска, сославшись на то, что истец так и не смог предоставить доказательства того, что плакаты по своей форме обладает признаками оригинальности и новизны, значит, не могут относиться к объектам авторского права.

Договор на разработку дизайна и подготовки рекламно-полиграфических материалов, а также дополнительное соглашение к этому договору о передаче всех исключительных прав истцу, и заключение специалистов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров суд посчитал недостаточными доказательствами для отнесения их к объектам авторских прав.

Во 2-ом примере в Постановлении ФАС Уральского округа от 22.02.13 №Ф09-14330/12 по делу №А07-6855/2012 суд вообще посчитал, что наличие исключительных прав на дизайн у Истца не было доказано вовсе.

Отказав в иске, суд руководствовался п. 14 Постановления Пленума ВСРФ от 19.06.2006 №15, где отмечено то, что суду надо учитывать, что Истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком. Изучив договоры авторского заказа, суды пришли к выводу о том, что данные договоры не подтверждают возникновение у истца прав на произведения дизайна. Причиной является то, что из-за неточного содержания договора авторского заказа невозможно установить какое произведение явилось доказательством разработки Шайбановым М.Ф. спорного произведения дизайна.

Суды негативно восприняли то, что Истец передал чёрно-белые копии изображения, переданного по акту приема-передачи авторского заказа от 25.06.09, поскольку Истец заявил о нарушении прав на цветные этикетки. Было установлено отсутствие идентичности сравниваемых изображений. Представленные Истцом накладные счета фактуры на изготовление этикеток для питьевой воды «Тоймасс» не позволяют установить какие именно этикетки были изготовлены.

В третьем примере судебного дела по Постановлению ФАС Уральского округа от 26.01.2012 №Ф09-9135/11 по делу №А76-2891/2011 у Истца возникли проблемы с тем, что он не мог доказать суду, что дизайн обложки книги ответчика не является самостоятельным творческим произведением ответчика, а является тем, что это ответчик переработал из дизайна Истца.

Как в первых двух случаях в третьем суд тоже посчитал, что Истец не доказал факт использования ответчиком результатов интеллектуальной деятельности общества «Арбис». И что сравнительный анализ двух обложек книги авторов Строковой Н.П. и Коровина С.Е. «Деревья и кустарники. Зеленый наряд Южно- Уральского города», выпущенных ранее издательством «Арбис», однозначно не свидетельствует об использовании ответчиком Авторских прав истца на дизайн обложки книг данной серии. Учитывая, что иных доказательств, подтверждающих то, что более поздняя обложка переработана с обложки истца предоставлено не было, суды всех предшествующих инстанций обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований.

В завершение настоящей статьи, Автор считает важным подвести следующие итоги:

- несмотря на то, что авторские права на дизайн возникают автоматически после его создания, процесс доказывания в суде слишком сложен для обычного бизнесмена/ директора/ бухгалтера и с этим может справиться дорогостоящий арбитражный адвокат и то, увы, не всегда;

- невозможно без профессионального изначального юридического сопровождения говорить о том, что документы, вертящиеся вокруг создания дизайна, могут быть надлежащими доказательствами прав на дизайн. Но, автор также считает важным обратить внимание на то, что даже когда Вы соберёте грамотные, систематические и обоснованные доказательства авторских прав на дизайн, то при изменившимся подходе в судебной практике могут возникнуть иные проблемы, о которых вы узнаете в следующем мифе «Почему суды не всегда признают ваш дизайн объектом авторских прав?»

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

- Вы ещё не имеете представлений о базовых понятиях, по интеллектуальной собственности?

- Юридические правовые системы вроде «Консультанта +» написаны сложным юридическим языком?

- Вы плаваете в юридической информации в Интернете, так и не сумев выделить нужную здесь и сейчас информацию про интеллектуальную собственность?

- В голове каша от избытка статей законов, Пленумов судов и прочих органов?

Хватит мучений! Довольно!!!

С «Азбукой интеллектуальной собственности» не имея юридического образования, Вы сможете быстро и просто расставить правильные приоритеты в защите своей интеллектуальной собственности и избавитесь от каши в голове!

Более подробно об Азбуке интеллектуальной собственности, как о первой в рунете подписки о защите идей Вы можете узнать по ссылке:

http://ais1.patentava.ru/

С уважением,

Шустов Всеволод

Ваш проводник в мир интеллектуальной собственности