Найти тему
Гараж Автоклассика

Т-125. Колёсный первенец ХТЗ

В начале 60-х годов на Харьковском тракторном заводе шла разработка перспективного мощного колёсного трактора, основным назначением которого были сельскохозяйственные работы. Помимо основного сельскохозяйственного назначения он мог применяться и в качестве строительной техники, мог буксировать тракторные прицепы до 10 тонн.

Концепцию мощного колёсного трактора привёз в СССР Н.С.Хрущев из своей американской командировки, где общался в том числе и с фермерами. 10 января 1959 года вышло распоряжение №831 Совмина СССР, согласно которого ХТЗ поручалось создать колёсный трактор 3 класса мощностью в 130 л.с.

Опытные партии Т-125 были запущены в мелкосерийное производство уже в 1962 году, полномасштабное планировалось развернуть в 1964 году, после расширения производственных мощностей завода. С 1962 по 1964 года машины проходили различные испытания, заводские, ведомственные, эксплуатационные и государственные. Выпускались партии по 30 штук, каждая партия дорабатывалась и улучшалась, словом, устранялись недочеты, выявленные на испытаниях предыдущей партии.

-2

Если в самом начале в СССР скептически относились к концепции колёсных тракторов сельхозназначения, то по мере прохождения испытаний опытных образцов машины, менялось в лучшую сторону и отношение к самой концепции.

«На глубокой вспашке трактор-тягач в два раза продуктивнее гусеничного трактора ДТ-54. Новая машина объединяя качества трактора и грузового автомобиля, будет использоваться в сельском хозяйстве круглый год, в прицепе трактор-тягач способен перевозить одновременно до 10 тонн груза, развивая скорость до 35 км/час». Газета «Правда», январь 1962 года.

Проектное задание на расширение мощностей завода для выпуска нового трактора было утверждено в июле 1963 года. Рассуждения о необходимости колёсного трактора сошли на нет, споры перешли в другую плоскость – часть специалистов считала что нужен массовый выпуск колёсных тракторов, оппоненты высказывали другое мнение, что выпуск большого количества колёсных тракторов нецелесообразен. В то время перевес сил был в пользу сторонников гусеничной техники. ХТЗ в то время как раз готовился к выпуску гусеничного трактора Т-150, обладавшего высокой, как для гусеничных тракторов скоростью и более мощным, чем у Т-125 двигателем.

-3

В 1966 и 1967 году состоялся ряд встреч и совещаний с участием представителей Минсельхозпрома СССР, Объединения «Сельхозтехника», специалистов завода и специалистов профильных институтов, на которых было принято соотношение производства гусеничных тракторов к колёсным, примерно 70 /30. Работы над Т-125 прекратились в пользу унифицированного по многим параметрам с гусеничным Т-150 колёсного варианта Т-150К, но Т-125 во многом послужил основой для Т-150К.

Выпуск Т-125 полностью прекратился в 1967 году, всего их было произведено 200 экземпляров, сколько уцелело до наших дней – неизвестно, предположительно около 5 – 7 экземпляров.

-4

Технические характеристики Т-125

Двигатель – шестицилиндровый дизель АМ-03.

Трансмиссия - двухдисковая сухая постоянно замкнутая муфта сцепления, коробка передач четырёхходовая с ходоуменьшителем, смена передач осуществлялась зубчатыми муфтами, имелась циркуляционная система смазки коробки. Раздаточная коробка двухступенчатая, оба моста являются ведущими, передний – отключаемый, главная передача переднего и заднего мостов – коническая, имелись колёсные редукторы планетарного типа.

Рулевое управление – гидроцилиндр управлявший поворотом половины рамы, рама из двух половин.

Тормозная система – колодки на всех колёсах, привод пневматический.

Передняя подвеска была рессорной.

Гидрооборудование – насос с независимым приводом, гидрораспределитель золотникового типа трёхсекционный, 2-3 точечная навесная система, имелся гидрокрюк.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Если у вас есть что рассказать о стареньком автомобиле - пишите.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua Я на Drive2.ru