В Сети примерно с весны 2016 года гуляет теория о "прокладывании" Ираном маршрута к Средиземному морю через территорию Ирака и Сирии. Хотя, это даже не теория - настолько всё близко в истине.
Теория далеко не новая - ещё 15 лет назад иорданский король Абдулла II кричал о зарождающемся "шиитском кресте", который стараниями Тегерана становится явью. Основная часть это "креста" - это сухопутный маршрут до Средиземного моря, о котором в стародавние времена могли только мечтать.
В ноябре 2017 года был занят Абу Кемаль на границе Сирии и Ирака. Со стороны Ирака примерно в то же время был проиранскими формированиями из "Хашд Шааби" был взят эль-Каим. Оба города - это створки ворот между Сирией и Ираком, через которые проходит основной "шиитский маршрут" из Ирана в Ливан.
Ресурс imagesatintl.com провёл анализ спутниковых снимков и нашёл, где пролегает "иранский средиземноморский путь" через границу Сирии и Ирака.
После овладения населёнными пунктами власти обоих стран начали трудиться над восстановлением погранперехода и сообщения между государствами. Об открытии погранперехода до сих пор объявлено не было - и это неудивительно, учитывая постоянно околачивающихся в окрестностях Абу Кемаля ИГИЛовцев, которых только недавно в очередной раз "зачистили".
Официальное открытие погранперехода сулит немалый барыш, но влечёт целый ворох проблем в сфере обеспечения безопасности - поэтому с официальной церемонией пока не спешат.
Кроме того, всего полмесяца назад отмечалась активность в районе деревень Багуз Тахтани и Багуз Фаукани к юго-востоку от Абу Кемаля, которые "освободили СДС". Однако ИГИЛ там нет-нет, но шныряет.
Участок Абу Кемаль - эль-Каим - это всего лишь один маршрут, интересующий Иран. Второй пролегает через занятый США и их ручными боевиками "Джейш Магавир ас-Саура" ат-Тенф.
Но вернёмся к основному вопросу - а зачем Ирану этот маршрут?
Всё просто - возможность планомерного наращивания собственных группировок на юго-западе Сирии, Ливане и Палестине, где нет нехватки неофитов с ярко горящими глазами, готовых зарезать очередного гоя. Опять же, маршрут двусторонний - отпадает нужда в сложном вывозе бойцов "Хезбаллы", инструкторов и отборных подразделений с передовой. Можно просто и удобно перебросить их на любой участок фронта.
После провалившегося курдского референдума осенью 2017 года решился вопрос с ещё одним участком пути - федеральный Ирак вернул контроль над Киркуком, на основных блокпостах были расквартированы армейцы, полицейские и подразделения из "Хашд Шааби", которые отнюдь не против трансфера из Ирана в Сирию и дальше.
Приобретя такой маршрут, Иран обзавёлся мощным козырем, который Израиль пока пытается крыть периодическими авианалётами и провокациями.