Мы уже говорили о том, что универсальная практика повышения тона в нашей системе строится по принципам Игры. Геймификация (игрофикация) жизни - это не просто организация соревновательности в достижении целей, подсчет баллов и получение знаков отличия (беджей) и привелегий, как это интерпретируется в практике геймификации программного обеспечения . Это гораздо больше.
Это изменение ракурса самой структуры отношения к реальности - внесение в ткань любой жизненной ситуации игрового начала - свободы, большей осознанности, ясности, простоты, увлеченности и даже азарта. Превратить в Игру можно не только что-то легкое и безответственное. Игрой, в том смысле, в котором мы о ней рассуждаем, может стать любая жизненная ситуация, включая трагические и проблемные моменты жизни. Чем выше Интегральный тон человека, тем большее пространство жизни он в состоянии превратить в Игру. Уровень тона человека характеризуется этой способностью превращать любую жизненную ситуацию в эту самую «забаву, устроенную по правилам» (как определил Игру Владимир Даль). Именно вовлеченность и концентрация на правилах и процессе игры привносят в него удивительный эффект - способность повысить Ситуативный тон человека в любых обстоятельствах.
Игра состояние парадоксальное, в ней удивительно сочетаются полная вовлеченность и условность. Игра это не собственно жизнь, это редукция - сужение жизни. В момент игры мы выключаемся из привычного следования за своими спонтанными мыслями и реакциями и моделируем новую реальность по своей осознанной воле. Играя, человек является одновременно и вовлечен в процесс и отстранен от него. Он как бы является и актером, и зрителем одновременно.
Ключевым моментом нахождения в процессе Игры является то, что ее участник управляет тем, как формируется в ее процессе его вторичный опыт – как протекают его мысли «по поводу» происходящего. Будучи полностью вовлеченным в процесс, он при этом контролирует и управляет своими переживаниями и интерпретацией событий.
В эмоциональном отношении состояние Игры – это состояние, в котором всегда присутствует определенная доля «радости присутствия». Часть нашего сознания как бы спокойно наблюдает за происходящим и испытывает радость, вне зависимости от того, что является поводом и предметом игры. В то время как другая часть страстно вовлечена в процесс Игры.
Это состояние очень напоминает то, как ведет себя Актер на сцене. Он одновременно искренно участвует в процессе - полностью погружен в него, но также способен контролировать и управлять своими реакциями и мыслями, не выходя за границы условности пьесы – соблюдая правила, прописанные для него режиссером. Это достаточно точное описание состояния Игры, только режиссером, в нашем случае, будет сам человек и именно он сам формирует ее правила. Особенно хорошо этот принцип формирования Актерского переживания сформулирован именно в Российской актерской традиции, берущей свое начало от Константина Станиславского и Михаила Чехова. Соединение искреннего переживания и вовлеченности и следования контексту роли.
Вообще любые ситуации, в которых «повышение тона» происходит максимально эффективно требует от человека поведения не свойственного ему в нормальной жизни – это ситуации моделирования нового, не изведанного ранее опыта. И самый простой способ – это поИграть в этот опыт. Это не изображение опыта, шутовство или кривляние – это подлинное его переживание в состоянии Игры. Ваш внутренний Актер в этом состоянии и остается собой старым и создает новую небывалую для него реальность, обогащается новым опытом. И самым простым способом для этого является то, что мы называем Игрой – этим уникальным творческим состоянием.
Как моделировать Игры в конкретных жизненных ситуациях и подменять ими реальную привычную жизнь «по инерции» мы обсудим позже. А пока понаблюдайте за тем, часто ли вам приходится быть Актером в реальной практике жизни.