- Итак, вывод первый: Для открытия своего бизнеса стартовый капитал не нужен. Мало того, он крайне вреден.
- Вывод второй: Решают, открывать вам бизнес или нет не аналитики или строгое жюри конкурсов стартапов – это решают простые люди – ваша целевая аудитория.
- А еще один лайфхак будет ждать вас на моей странице в ФБ.
То есть вообще, от слова «совсем». Без копейки вложений, стартового капитала и кредитования.
Очень простой ответ. Надо поменять алгоритм в голове. Для начала принять и понять мысль о том, что для создания бизнеса деньги не нужны. Далее – действовать с ней в соответствии. Всегда будет соблазн скатиться до стандартной схемы - деньги – вложения – развитие – продажи. И Это убьет ваш стартап. Можете сейчас начинать мыть помидоры и целиться в мою сторону, я пока объяснюсь.
Схема успешного и удачного бизнеса должна выглядеть как идея (продукт) -продажа-деньги-развитие-деньги-вложения-деньги. В данном случае, под деньгами имеется ввиду прибыль. Иначе это не бизнес, а кармическая воронка из кинофильма «Ночной дозор», которая поглотит ваше время, нервы, вложения и жизнь.
Большинство ниш в бизнесе так или иначе заняты или пересекаются. Вы в конкурентном поле, поэтому особое внимание нужно уделять идее. Вашему отличию и отстранению от конкурентов.
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЫЯВИТЬ КОНКУРЕНТНУЮ СПОСОБНОСТЬ БИЗНЕСА И ОПРЕДЕЛИТЬ ИНТЕРЕС ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ, НЕОБХОДИМО СОВЕРШИТЬ ПРОДАЖУ. Если вы не смогли реализовать в торговом плане ваш продукт – стартап нуждается в доработке идеи или вообще в ее смене. Смело отказывайтесь от такого бизнеса, он будет поглощать со скоростью света ваши накопления, кредит или деньги, взятые в долг у друзей. Вы разоритесь.
Интерес случился? Продали товар, существующий, например, только как описание в интернете? – Получили прибыль, закупили на нее тот же товар, вложили в продвижение, в необходимые нужды. Только так и никак иначе. Да, это разрушение стереотипов, да , это похоже на продажу воздуха. Но потребителю все равно – есть ли у вас в руках этот товар сейчас или вы его получите через час. Ему главное, чтобы в оговоренные сроки товар был у него и соответствовал всем заявленным требованиям. Он внес предоплату, вы можете на эти деньги рассчитывать и пускать их в дело. Если вы не способны заинтересовать людей своими услугами, продукцией – не открывайте такой бизнес.
Итак, вывод первый: Для открытия своего бизнеса стартовый капитал не нужен. Мало того, он крайне вреден.
О вреде первоначальных вложений:
- Бизнесмен не проверяет интерес и присутствие спроса на свой товар до того, как угрохает все деньги на подготовку к его продаже. Не совершив продажу, владелец слеп, он не понимает, что его предложение может быть никому не интересно или продаваться не в той степени, которая позволит ему заработать.
- Чем больше вы вложили – наняли сотрудников, заплатили за аренду, за сайты, за поддержку и раскрутку – тем больше денег вы будете тратить дальше. Все это надо поддерживать, обеспечивать. А вы даже продавать еще не начали. Следовательно, опять карман, опять тающие денежные запасы.
- Стартапер расслабляется в плане генерации новых идей, но напрягается и думает только об одном – выйти бы в 0, скоро все окупиться, скоро все будет хорошо, скоро заработаем и вот тогда заживем. Мне же финансисты и аналитики (на которых я потратил пару-тройку тысяч американских денег) всё просчитали. В теории. Есть такое правило Парето про соотношение усилий и результата. Что касается теории, опыт показал: 80% того, что красиво смотрится на бумаге, реализуется процентов на 20. А разве мы принимаем в расчет реальную жизнь? Ну, конечно же – нет. Никто об этом не думает, все стараются ответственность за будущее переложить на маркетологов, бизнес-аналитиков, финансистов. Никто не думает, что сначала надо людей спросить: а оно вам надо? Вот такое предложение, продукт вам нужен?
Вывод второй: Решают, открывать вам бизнес или нет не аналитики или строгое жюри конкурсов стартапов – это решают простые люди – ваша целевая аудитория.
50 ваших клиентов и их мнение о продукте, лучше 50ти маркетинговых исследований. По крайней мере, на начальном этапе.
Теперь о раскрутке. Вы прошли первый этап и поняли, что интерес к вашему продукту есть, его даже заказали и внесли предоплату. Вы сам продукт уже получили, пора вкладывать в расширение продаж. И тут есть опасность.
ОПЛАТА УСЛУГИ И ТРАТА ДЕНЕГ – АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ВЕЩИ. Когда вы оплачиваете услугу, вы должны понимать, что после этой оплаты должна быть снова прибыль.
Поясню на собственном и чужом примере. Я делал индивидуальные консультации офлайн. Получал за это деньги. Когда мне предложили перевести этот продукт онлайн, мне потребовалась платформа для реализации моей идеи индивидуального подхода к каждому студенту. Я вложил в ее разработку почти все заработанное. Я получил в несколько раз больше, потому что расширил свои возможности и аудиторию. По-моему, очень логичная цепочка.
Пример номер два. У человека есть тур-агентство на лендинге, занимающееся организацией только индивидуальных поездок. Было 5 клиентов и прибыль с них. Человек вложился в разработку собственного сайта, потратив часть этой прибыли. Человек зарабатывает в несколько раз больше, расширяется и развивается. Человек – молодец, будь как человек!
А что же такое траты на бизнес? Проще говоря – вложения?
Это когда у тебя еще нет даже спроса, но зато есть список ваааааажных дел, которые надо оплатить:
- сразу делаем сайт
- все возможные соцсети (даже, если половина из них не нужна вообще)
- нанимаем сотрудников
- снимаем офис (если бизнес офлайн)
- покупаем оборудование
- закупаем товар
Спустили все до копейки, запустились, не успели заработать и окупиться (это просто нереально при таких тратах) – прогорели. Все. Такая простая неизбежность.
Теперь моя любимая рубрика, которая будет периодически повторяться в разных вариациях в моих материалах. Часто задаваемые вопросы и работа с возражениями:
- что делать, если мне очень нужен, например, какой-то ресурс – пусть будет сайт – но у меня нет достаточно денег с продаж, чтобы его оплатить?
Отвечаю: Есть два личных ресурса – время и деньги. Нет денег – готовьте свое время. Создайте лендинг на базе шаблонов своими руками. Потом сделаете сайт. Идите другими путями, сидите часами в соцсетях в определенных сообществах, комментируйте, зарабатывайте себе имя. Научитесь связывать 30 слов для создания письма, читая примеры продающих текстов. Придется поднять «мадам Сижу», без этого – никак. Сделав промежуточный вариант, вы сможете привлечь еще клиентов и вот тогда вкладываться в услугу по изготовлению и запуску сайта.
- Вы все про онлайн, да про онлайн. А мне что делать? А я вот магазин одежды хочу?
Согласен, это сложнее. Но нет ничего невозможного для человека с интеллектом, тем более с финансовым интеллектом.
Отвечаю: Вам надо договорится о сотрудничестве. С теми, у кого бизнес уже есть. Вы им – процент с будущей прибыли, например, - они вам – место для рекламы вашего бизнеса или под реализацию. Вы должны убедить руководителя, что будет прибыль, но не будет конкуренции. Наоборот, вы берете на себя все издержки. Если это кафе – вы предлагаете сделать карту десертов к кофе, делите прибыль. Готовите, доставляете, продаете, отдаете часть и зарабатываете сами. Если это купальники, вы договариваетесь с магазином спорт-товаров на реализацию или рекламу. Не надо начинать с крупных, маститых брендов. Они не любят даже общаться с начинающими бизнесменами. Вам придется потратить ресурс времени, услышать пару-тройку отказов, но вы станете только убедительнее, в итоге – найдете то, что ищите. Сможете заработать на тот же лендинг или сайт. Между прочим, сейчас любой бизнес нуждается в присутствии в интернете, а вы нуждаетесь в деньгах. Представив себя в сети, вы получите аудиторию, а следовательно, прибыль.