Найти в Дзене

«Язык является янтарем, в котором тысячи драгоценных и тонких мыслей были благополучно выражены и сохранены». Ричард Тренч

Язык. Наверное, каждый может вспомнить то сухое и тоскливо неоспоримое определение из школьного учебника, где язык – «система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества». Между тем, это «явление» намного более многогранно, ведь это не просто инструмент для передачи своих мыслей, знаний или даже чувств окружающим людям, это прямое отражение культурной действительности каждой отдельной народности, истинная характеристика ее традиций, обычаев и повседневности, выраженная в словах. Однако, сегодня многие мировые лингвисты встревожены все ускоряющимся исчезновением существующих языков: они предрекают, что с такими темпами половина из тех, что еще живы сегодня, могут полностью исчезнуть уже к концу XXI века. 21 февраля – в Международный день родного языка – читаем материал о редких и исчезающих языках, подготовленный издательством «Наше слово» специально для своих любимых читателей. У гибели какого-либо языка непременно должна быть причина. Когда-то исчезнове

Язык. Наверное, каждый может вспомнить то сухое и тоскливо неоспоримое определение из школьного учебника, где язык – «система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества». Между тем, это «явление» намного более многогранно, ведь это не просто инструмент для передачи своих мыслей, знаний или даже чувств окружающим людям, это прямое отражение культурной действительности каждой отдельной народности, истинная характеристика ее традиций, обычаев и повседневности, выраженная в словах. Однако, сегодня многие мировые лингвисты встревожены все ускоряющимся исчезновением существующих языков: они предрекают, что с такими темпами половина из тех, что еще живы сегодня, могут полностью исчезнуть уже к концу XXI века. 21 февраля – в Международный день родного языка – читаем материал о редких и исчезающих языках, подготовленный издательством «Наше слово» специально для своих любимых читателей.

У гибели какого-либо языка непременно должна быть причина. Когда-то исчезновение языков можно было объяснить чисто «физическими» факторами: природные катаклизмы, войны, нашествия – то есть словесность пропадала вместе с народностью, которая ей владела. Теперь же мир теряет одни языки вследствие давления других – тех, которыми пользуется большее количество людей, которые удобнее в политическом и экономическом плане, которые более «конкурентоспособны». Более двадцати лет назад Мишель Краусс, профессор Аляскинского университета в Фэрбенксе, вызвал настоящую панику среди лигвистов, заявив, что приблизительно половина из имеющихся в мире языков умрет в течение века. Он является основателем Центра коренных аляскинских языков (Alaska Native Language Center) с целью сохранить как можно больше из двадцати языков штата, известных только коренным его народам. Всего два из них преподавали в школах. Несколькими владели лишь небольшая группа старожилов; остальные же просто стерлись из памяти жителей. До того момента, как ученые и лидеры лингвистических сообществ Америки обратили внимание на проблему, он уже говорил о том, что от мирового лингвистического разнообразия может в скором времени остаться лишь одна десятая часть. После такого удручающего предсказания на проблему стали обращать все больше внимания.

Несомненно, у такого положения дел есть и много плюсов. Подобная лингвистическая консолидация благоприятна для развития торговли и ослабления этнического напряжения между разными нациями. Тем не менее, очень многие эксперты недовольны перспективой потери столь существенного числа языков – по многим причинам. Во-первых, из чисто научного интереса: некоторые вопросы фундаментальной лингвистики неразрывно связаны с изучением редких языков, поиском общих с распространенными языками структурных элементов грамматики и схожих лексических единиц. Иные исследователи пытаются восстановить картину древних миграций при помощи вычленения заимствованных слов. И в обоих случаях шансы на успех тем выше, чем богаче лингвистическое портфолио. Интересно сложившуюся в лингвистическом мире тревожную обстановку комментировал Джеймс А. Матисофф (James A. Matisoff), специалист по редким азиатским языкам в Калифорнийском университете в Беркли: «Мне кажется, здесь мы имеем дело больше с чисто человеческими ценностями. Язык – это наиболее значимый элемент культуры любой общности людей. Если он умирает, мы теряем уникальное знание об этой культуре – а вместе с ней и часть этого мира».

Примером утерянного языка, который после обнаружения сыграл значительную роль в научных исследованиях лингвистов, может служить иероглифический язык древних египтян, о котором не знали вплоть до того как войска Наполеона не обнаружили в деревне Розетта (дельта Нила) базальтовую плиту, чей возраст насчитывал около 1000 лет. На ней были выбиты три одинаковых текста на разных языках: один на демотическом (особое египетское письмо), другой на греческом, а третий представлял собой образец иероглифического египетского языка. Используя этот неожиданный подарок, ученые наконец смогли раскрыть тайны практически целого тысячелетия, чья история скрывалась под этими загадочными знаками. Роззетский камень уцелел случайно, однако вдохновил небольшую группу инженеров и ученых на серьезную работу с новым артефактом, который помог бы собрать фундаментальные сведения о мировых языках, необходимых антропологам в будущем. Текст было решено перенести на трехдюймовый никелевый носитель в виде микроскопических изображений, а карта в центре должна указывать, в какой части света на этом языке говорят. Над подобными проектами трудились более 500 волонтеров, многие из которых являлись профессиональными лингвистами. Информация о древних и исчезающих языках, перенесенная на современные носители, могла бы очень хорошо помочь в сохранении этих языков. Однако, осуществить эту идею не так просто – ведь почти все носители не имеют доступа к современным технологиям; более того, многие их них не владеют и письменностью. Сложно представить жителя, например, Намибии или Ботсваны (Африка), выкладывающего родные фразы в интернет!  

Всего в мире насчитывается около 7 202 языков по всему миру, из которых 404 числятся утраченными. Принимая во внимание диалекты, некоторые ученые выделяют от 5 до 7 тысяч отдельных языков. Но все они сходятся во мнении, что, если не принимать никаких мер по сохранению редких и малоизвестных языковых групп, приблизительно половина из них действительно может исчезнуть в течение века. Заниматься этим вопросом начали относительно недавно. На Генеральной конференции ЮНЕСКО, проведенной в ноябре 1999 года, проблему исчезновения редких языковых семей обсудили и учредили праздник, который должен напоминать об уникальности, неповторимости и культурной значимости каждого языка. Дату праздника определили в честь печально известных событий 21 февраля 1952 года в память о студентах, погибших на демонстрации в Дакке (столица государства Бангладеш) – они требовали признать их родной язык бенгали одним из государственных языков страны. Важность проблемы подчеркнули и в резолюции Генеральной ассамблеи ООН, а 2008 год был объявлен Международным годом языков. Был создан специальный «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», изданный при поддержке Норвегии издательством ЮНЕСКО: в нем описано около 2500 тысяч языков с указанием их названия, жизнеспособности и географической распространенности – случай, демонстрирующий факт передачи опыта от биологов к лингвистам, которым явно приглянулся замысел Красной книги. Сегодня проводится все больше мероприятий, привлекающих внимание к проблеме (в том числе и в штаб-квартире ЮНЕСКО): концерты, выставки, лекции, конкурсы и викторины, тематические уроки в школах и т.д. Ведь благодаря языку сохраняются и духовные ценности и совершенно особые традиции, присущие народу, а это те вещи, которые терять ни в коем случае нельзя – даже в угоду глобализации и экономическому благополучию. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни», - говорил К. Д. Ушинский. И мы не можем с ним не согласиться.

По материалам Scientific American