Жили-были в далёком тульском городке рукодельницы в пятом поколении — бабушка Лена и бабушка Дуня. Примерно так и ведёт свою экскурсию Валерия Быкова, рассказывает душевно, видно, что не посторонний человек. Бабушки, о которых так ласково говорит экскурсовод, глубоко уважаемы в Одоеве. Их куклы хранятся в музее рядом с фотопортретами, потомки могут ими гордиться и водить сюда заезжих гостей. С открытием музея первые люди в городке, — конечно же, кукольных дел мастера, передающие секреты народного промысла своим детям и внукам. Некоторые даже решаются раскрыть тайну знаков и символов, наносимых на игрушку, в надежде, что у данного ремесла появятся продолжатели не только на тульской земле.
Мы приехали познакомиться с историей тульского народного промысла на то место, где около 600 лет назад всё и началось. Частный музей Филимоновской игрушки находится в г. Одоев Тульской области. Его двери открылись в октябре 2009 года благодаря основателю Сергею Кузнецову (ему же принадлежит музей гармонии деда Филимона). До сих пор на частной территории в Одоеве ведутся раскопки, и там находят будущие экспонаты. В музее хранятся глиняные игрушки с начала 17 века по настоящее время.
— Я должна вам показать оригинал глины, он вас несколько поразит, — интригует нас экскурсовод. — Выглядит она грязно синей, даже можно перепачкаться, я разрешаю. И если вы позволите пальцам обветриться, на них появится синевато-голубоватый налёт — отсюда имя глины — синика (это высокосортная каолиновая глина с органикой доисторического океана). Синика очень пластичная (на тесто похожа) и немного жирноватая, поэтому изделия из неё приходится заглаживать, чтобы не было мелких трещинок (от этих заглаживаний куклы получаются такие непропорциональные, плавные и выразительные).
С детства мы привыкли, что лепить игрушку можно по отдельности, как из пластилина — слепил голову, ручки, ножки, а потом всё это соединил. Тут такой фокус не пройдёт. Структура глины не позволяет с ней работать таким образом. Поэтому игрушку лепят снизу, вытягивают её вверх из единого кусочка. Но если игрушка сложная, то допускается сделать прилеп в качестве отдельного кусочка глины.
— Ставим в обжиг синюю глину, а из печи вынимаем кипельно белую фигурку, — делится открытием экскурсовод Валерия. — Даже не надо грунтовать. Можно сразу расписывать. Это естественное чудо перерождения игрушки.
Есть в Филимоновской игрушке уникальные черты, к её вытянутости добавляем окрас в три традиционные краски. Жёлтый — цвет солнца, огня и воздуха. Красный — символ земли, тела, крови, огня, высоты духа и красоты. Как и жёлтый, этот цвет тесно связаны с солнцем. И, наконец, зелёный — символ жизни.
— Жёлтым игрушку покрывали девчушки 7-8 лет — так их приобщали к народному промыслу. Желтили игрушки с помощью сока моркови или трав, только потом шёл красный и зелёный, — рассказывает Валерия. — Кисточки были из двух пёрышек, их соединяли обычной ниткой. Перо — не кисть, имеет характер, оттого линии на игрушке получаются неровные и своенравные.
Рассвет Филимоновской игрушки пришёлся на 80-е годы 20 века. В Одоеве семь раз в год проводились ярмарки, походившие на поляне жёлто-красно-зелёного цвета – такое было обилие игрушки. Именитая мастерица в сезон делала от 2000 до 3000 фигурок! Свисток можно слепить за две минуты. Мелких свистулек в день можно было налепить 90 штучек.
К этому промыслу прирастают душой и, как правило, в семье. Сегодня в Одоеве живут четыре мастера филимоновской игрушки. Отец и сын Кехаиди — Константин и Платон (они преподают мастерство в художественной школе) — и бабушка Валентина Масленникова (1936 года рождения) с дочерью Еленой Орловой, которая выдала семейный секрет символов, используемых на игрушках, — выпустив книжку об орнаментах и символах.
Филимоновская игрушка на любителя. Я бы такую себе не взяла — вытянутая форма людей и зверей, одинаковые цвета раскраски, условные черты. Экскурсовод даже устроила викторину: угадай, кто это? Лошадь. Волк. Жираф. Медведь с зеркалом! Медведь? С... зер-ка-лом??? Откуда у мастеров такая фантазия? Оказывается, это охотники заметили медведя, который держал в лапах рыбу, её чешуя отражала лучи солнца, будто от зеркала. Животное в фигурке чаще узнаём по ушкам или рожкам. Голова всегда получается заведомо меньшего размера. Если будешь делать её пропорционально туловищу, то шея может не выдержать её тяжести.
Филимоновская игрушка для этнотуриста, ценителя древних народных промыслов, коллекционера кукол всех мастей и окрасов. Цена соответствующая. Взять маленькую свистульку на память за 400 рублей рука не поднялась, а вот экскурсия пришлась по вкусу. Музею и лично Валерии за полученное удовольствие от знакомства с игрушкой отдельное спасибо! А так же — Центральной ППК и сообществу Travel Russia за то, что я оказалась в нужное время и в нужном месте и что у нас всё получилось!
Ваша Анжелика Лукина, фото Любови Антиповой и Натальи Тукан