Найти тему
Я РАБОТАЮ В БАНКОМАТЕ

Банковская ошибка: деньги ушли не туда или отправлено больше чем нужно. Что делать?!

Оглавление

Пожалуйста, не зачисляйте платежку! Мы вам любые письма пришлём!

Я работал в отделе, который принимал переводы. Это были как моментальные переводы (вроде Western Union или Золотая Корона), так и переводы по банковским реквизитам — на счета организаций или физических лиц в других банках.

Однажды, мне позвонили из отдела корреспондентских отношений и сказали, что на транзитном счёте, с которого осуществлялись такие перечисления недостаточно средств.

Это значит, что из кассы денег на счёт поступило меньше, чем было платежных поручений, которые надо было отправить.

Стали разбираться и выяснили, что один сотрудник принял деньги для перевода, а платежное поручение подготовил на другую сумму — в десять раз больше. Вместо 25 тысяч рублей он отправил 250 тысяч рублей. Из-за этого другие платежи мы отправить не могли. Но самое страшное, что уже прошло несколько часов и деньги, скорее всего уже были зачислены на счет в другом банке.

Если деньги не удастся вернуть, то придётся общаться с получателем средств и просить его вернуть деньги обратно. И, скорее всего, в итоге кончится тем, что деньги придётся вносить сотруднику. Приятного мало — эта сумма сравнима с его годовой зарплатой.

— Ищи телефон этого банка, звони! — посоветовал (а может приказал) моему коллеге главный бухгалтер, который узнал о ситуации и пришёл к нам.

Какого-то специального телефонного справочника по банкам у нас не было, но интернет выручил. Сотрудник дозвонился до банка, объяснил ситуацию и выяснилось, что в том банке ещё не успели зачислить платежное поручение на счёт клиента!

— Пожалуйста, не зачисляйте эту платежку! — взмолился сотрудник. — Мы вам любые письма пришлём!

В банке-получателе нам пообещали помочь. Письмо написали, тут же сбросили его факсом и уже через сутки деньги вернулись обратно. Ни получатель ни отправитель так и не узнали ничего о ситуации. И если не считать, что платеж поступил на счёт с опозданием на два дня, то всё было нормально.

Но ведь бывают и другие ситуации, когда ошибку не удаётся выявить и исправить сразу.

Что делать, если допущена ошибка в платежном поручении

По «степени тяжести» можно выделить несколько ошибок:

Ошибка в реквизитах, которая привела к тому, что банк-получатель не может зачислить деньги на счёт клиента.

В этом случае, ничего страшного не произошло. Если банк получателя не может зачислить деньги на счёт, то он зачисляет платёж на специальный счёт и отправляет в банк отправителя запрос на уточнение реквизитов.

Банк отправителя, должен связаться с клиентом, уточнить реквизиты и отправить письмо с уточнёнными данными. Получив это письмо, банк получателя должен зачислить деньги на указанный счёт.

На всё это отводится 5 рабочих дней. Если письмо с верными реквизитами так и не поступило за этот срок, то деньги отправляются обратно.

Ошибка в реквизитах, которая привела к тому, что деньги «попали не туда» — т.е. были зачислены на какой-то другой счет.

Всё плохо. В смысле, что теперь банк-отправитель не сможет вернуть эти деньги, сколько бы он писем не написал. Пока деньги не зачислены на счёт клиента их ещё можно вернуть, сделав письменный запрос в банк, а вот, чтобы списать деньги со счета клиента нужно его распоряжение (об этом я писал здесь).

В этом случае остаётся только одно: определиться с виноватым, т.е. тем кто будет нести ответственность за эту операцию.

Если это ошибка банка, то требовать исправления ошибки нужно именно от банка.

Ошибка в сумме — было отправлено больше, чем нужно

Если это ошибка банка, если это был перевод без открытия счёта, а не с вашего счёта, то пусть голова болит у банка.

Скорее всего банк попросит вас связаться с получателем, чтобы попросить его вернуть деньги назад. Иногда сотрудник банка от отчаянья может придумать странные варианты решения проблемы: например попросит вас доплатить недостающую сумму. И это может быть оправданно лишь в одном случае: вы планировали совершать такие перечисления в будущем (допустим речь о регулярной помощи своим родственникам).

Если ошибся банк

Я ни разу не сталкивался с тем, чтобы банка не смог решить проблему, если вина банка очевидна. Часто это решается в ходе общения с сотрудником, допустившим ошибку. Но иногда нужно привлечь внимание руководства. В общем, всё в рамках статьи о том, куда жаловаться на банки.

Очень часто, компенсация происходит за счёт сотрудника, допустившего ошибку. И я тоже расплачивался (буквально) за свои ошибки. Неприятно, но что делать?!

Если ошиблись вы

В этом случае, ждать помощи от банка не стоит. Если, конечно, речь не о том, что платеж завис в другом банке — в этом случае именно вы должны будете дать банку уточненные реквизиты.

Но если деньги ушли не туда куда нужно или если с вашего счёта по вашему распоряжению ушла большая сумма, то вам придётся самим решать эту проблему.

Нужно будет связаться с получателем, обсудить проблему и попросить вернуть деньги. Хуже всего, если деньги попали на счёт для погашения чужого кредита (я сталкивался с ситуациями, когда один банк производил зачисление на счёт, не проверяя ФИО клиента). В этом случае, есть риск нарваться на недобросовестного заёмщика, который будет только рад, что кто-то заплатил вместо него по кредиту.

В любом случае, всегда остаётся возможность, обратиться в суд с исковым заявлением о неосновательном обогащении.

Как избегать подобных ошибок

К сожалению, даже самые опытные сотрудники банков рано или поздно совершают ошибки. Просто потому, что через них проходит большой поток операций; ошибка — это вопрос времени.

Поэтому самый лучший вариант — это брать все платежи в свои руки. Если вам нужно периодически делать перечисления по каким-то банковским реквизитам, то воспользуйтесь услугой интернет-банк. Если платежи регулярные — то сохраняйте шаблоны, тогда следующий раз можно будет просто создать платеж на основе шаблона.

Банковские реквизиты не содержат ничего страшного, а большинство ошибок отлавливается автоматически.

И, главное, прежде чем отправить платеж — проверьте всё хотя бы один разок.

Друзья, поставьте лайк, чтобы я понял, что эта тема вам интересна. И подпишитесь, чтобы не пропустить следующей публикации!