Я не мог уснуть той ночью, когда принял решение уйти из тех двух бассейнов, где я был детским тренером по плаванию. С каждым днём до этой ночи я всё больше и больше времени и дум тратил на развитие своего маленького грудничкового бассейна “Агу”. Мы с женой открыли его как-то внезапно, немного спонтанно. Но в нём быстро набралась первая милая команда совсем маленьких малышек и приходилось с каждым новым днём всё больше думать о развитии “Агу”.
Но я так привязался к каждому пловцу, которые тогда плавали в Гринвуде. С каждым мы в кропотливой, порой, трудной, порой забавной работе двигались эти годы по пути освоения прикладного плавания! Каждый пловец - это уже целая история. Хочется немного вспомнить всё это и сказать слова благодарности некоторым пловцам и их родителям.
Основной путь в грудничковом плавании начался ещё в 2012 году. Пловцов было много, если не сказать “очень много”. Но я прекрасно помню, что основная команда “мегапловцов”: Метлин Рома, Белошейкин Саша, Тима Гешко, Салостий Лёвка и чуть позже Полина Рохлина - шли весь этот длинный путь вместе со мной и стояли почти у истоков моего, если можно так назвать, профессионального роста в детском плавании. Я Вам благодарен. Доверие родителей, которым всё таки пришлось следом за мной сменить несколько бассейнов, для меня очень дорого, чрезмерно дорого!
От того ещё больнее внутри себя принимать такое решение. Но, увы, с каждым новым днём я начинаю понимать, что это неизбежно.
Да уж… Ромка ведь пришёл где-то в 4 месяца, хотя память моя уже давно в этих месяцах и годах потерялась. И именно, памятуя о том, что мама Ольга рассказывала, что живут они где-то недалеко от Spa Green Wood, я окончательно тогда ещё, два года назад, принял решение обосноваться в аква-зоне этого шикарного, на мой взгляд, оздоровительного центра.
На тот момент я скакал по трём бассейнам - это было очень весело и бодро, особенно в зимний период (тренеры меня поймут). И всё думал, как бы собраться в одном удобном месте, где и вода, и чистота, и глубина, и длина, и уровень комфорта были подходящие. Неожиданная вакансия игротехника на летний период, работа в клубе “Matrix” и случайная подмена Миши на одно воскресенье - весь этот ком нежданных событий разбил мой внутренний конфликт и сподвигнул принять правильное решение.
...Саша Белошейкин. Я не раз об этом честно признавался родителям, парень был и остаётся для меня самым сложным и требовательным малышом во время занятий. Растёт ужасно крепким в воде, по физике просто вечный двигатель, а как совершает движение ног кролем (!) -технично, легко, главное - не мешать, когда он так работает ногами. Конечно, ещё ребёнок, но интеллектом может озадачить любого тренера. Я за столько лет так и не смог его настроить на свою рабочую волну. Он столько лет упорно плыл впереди моего парохода и мне приходилось плясать под его дудку. Но я не единожды перечёркивал некоторые, как мне казалось, уже непоколебимые истины в методике работы с детьми дошкольного возраста исключительно из-за Саши.
Лёвка - милый. Он такой добродушный, хорошенький. Он честно старается, работает, но желание поделиться новой игрушкой или рассказом или каким-нибудь трюком всегда преобладает над ним. И неизбежно приходиться останавливать процесс и всё таки выслушать его краткую историю. Надо отдать должное Лёвиной маме Александре. Столько лет она терпеливо подстраивала время, перекраивала графики, чтобы продолжать занятия плаванием. И два раза по 45 минут в неделю таки находились!
Конечно, особенные слова благодарности я должен сказать родителям Тимы Гешко. По сути, Тима - один из главных виновников (в хорошем смысле этого слова) моего профессионального роста. Я объясню, почему. В то время я не мог (и не собирался) кому бы то ни было говорить о том, что я умел или не умел в плавании или тренерстве. Но на тот момент я действительно умел очень мало, если говорить о себе, как о тренере по плаванию.
Но также очевидным было, что Тима рос слишком быстро и плавание в 5-метровой круглой чаше тормозило его рост. Огромная заслуга родителей, особенно мамы Наташи, что ходили сначала регулярно три раза в неделю по 30 минут, потом перешли на три раза по 45 минут. Потом было время, когда и 60 минут тренировались (вся эта техническая информация для тренеров, читающих эти строки). Мне кажется, мама успела освоить за время совместной работы и французский и итальянский языки! :) Такое тоже было. Мы уж тут пропустим историю про первые занятия где-то в районе 2 лет…
И мне ясно было, что Тима вырос из этой чаши. И если мы хотим настоящих результатов, то нужно что-то делать. Вариантов было несколько: молча оставить всё, как есть; отпустить их куда-нибудь и к кому-нибудь на большую воду. Третьим было самому решить эту задачу. Я выбрал последнее. Хотя понятия не имел (признаюсь, честно), как будут проходить занятия, что вообще с Тимой делать дальше на большой глубине и тем более не знал, где мы будем заниматься? К тому же здесь стоит в мой рассказ добавить ещё одну обязательную прекрасную пловчиху Полину Рохлину.
Я помню, что мама Наташа почти с порога на первом пробном заявила, что “мы будем ходить! Сколько скажете - столько и будем”. Но я думал, что они пришли совсем ненадолго. Бывает у нас, тренеров, иногда такие мысли, признаюсь. Но я очень сильно заблуждался. А то, что Полина потом стала показывать в воде - поражало не только меня (я всё таки спортивным плаванием никогда не занимался), но и других тренеров - профессиональных спортсменов и сторонних случайных наблюдателей, понимающих толк в плавании.
В общем, дальнейшая история Тимы и Полины шла не отделимой. Мы сформировали команду. И по сути, каждое новое занятие - а пловцы (читайте: родители) оказались упёртыми, мы занимались три раза по 45 минут, - требовало профессионального подхода. Теперь это умножаем на каждый месяц и добавляем несколько лет. У меня, честное слово, не было никакой готовой программы, как их учить стилям ни то, что на год вперёд, но даже и на ближайшие два-три занятия. Тем более, и я это чётко понимал, нужно было для каждой новой 45-минутки творить что-то новое (иначе, пловцы просто начнут скучать, а скука убивает всякое желание у маленького пловца что-то делать ещё) и, что было крайне важным на то первое время - не терять динамики. Потеря в динамике очень сильно была завязана на простейшей проблеме - вода в клубе Remix была холодная, и только мы замедляли темп, как я по лицу пловцов видел, что “сейчас начнут мёрзнуть”.
Также было очевидным, что наша конечная цель - в освоении этих прекрасных олимпийских стилей плавания. Только там и нигде в другом месте! Без подмены понятий. В общем, помимо “Аквалэнда” я сам себе придумал экзамен на прочность в виде парочки явно физически крепких и интеллектом не обиженных (это точно!) маленьких пловцов (Тиме было почти 5 лет, Полина на год старше вроде) с хорошими амбициями у родителей. Поэтому с вечера я штудировал Интернет, выкачивал всякие мастер-классы, видеоуроки и по крупицам собирал, или точнее, обновлял и совершенствовал те базовые знания, которые довольно крепко в меня вложила Людмила Водолазская (ещё раз отдельное ей спасибо). Потом приходил на занятие и всё это выплёскивал на эту весёлую парочку. И мне было крайне интересно, осилят или не осилят они вот это упражнение, что я вчера откопал?.. Что-то схватывали налету, что-то приходилось дробить на мелкие кусочки. Так и двигались вперёд.
С тех пор уже много воды утекло. Конечно, можно вспомнить ещё разных весёлых пловцов. Сейчас в Гринвуде ходит Руслан - забавный парень. Пришёл ещё в “Акватику”, веселились на первых занятиях, а с переходом в Гринвуд оказалось, что им здесь даже удобнее. Рома Летягин, с кем мы написали целый онлайн-курс и занимались почти по ночам. Дима Клишин, с кем мы также быстро выросли из чаши и потом плавали в “Лазурите” (ныне “Сфера”). Максим Летягин, с кем мы записали целый год занятий и нарезками опубликовали в Интернет под названием “100 занятий в одном фильме. Плавание по Максиму”. Потом я ушёл из “Акватики”. Им пришлось идти к другому тренеру. Затем почти спустя год для Максима я взял две смены в бассейне “Акватория”, но, всё таки это было уже лишним. Просто “Агу” действительно был внезапным решением, а “Акватория” где-то недели две ранее. Как-то всё вместе закрутилось.
Хорошо помню пловчиху Кристину и Настю - это уже были большие девочки, толковенькие обе. Миша Колокин, Гаврикова Вика, Даниловы Митя и Эмилия, Гуляевы Вероника и Рома, с двумя последними мы и сейчас дружим семьями. Много интересных событий и лиц связал мир детского плавания.
Поэтому так сложно говорить “Стоп!”. Но мне, правда, пора немного остановить этот поезд. Сейчас в Гринвуде есть новые ребята, в “Акватории” снова собирается команда. Но я теряю фокус на главном для себя, и не поспеваю за всем остальным.
Мне хочется углубиться в мир самого раннего плавания. Последнее время я прочитал две совсем заумные книги про развитию малышей до года. И увидел в этом возрасте огромный потенциал для роста и развития плавательных навыков (и не только!). Формат “Агу” появился из-за детей с проблемками по здоровью. Копнув ещё глубже, я увидел некоторые вещи, которым раньше не так уделял внимание. Теперь же с “Агу” есть возможность сосредоточиться на них, сохраняя общий курс на общее развитие и укрепление здоровья малыша.
В Новосибирске (это я так пытаюсь оправдаться), в целом, формируется хороший фундамент для развития отрасли дошкольного плавания. Появляется достойный выбор среди тренеров и бассейнов. Требовательные родители, ясно представляющие, какого тренера хотят и какие параметры бассейна их удовлетворят, смогут найти хороший вариант. По крайней мере, некоторые фамилии я шепну на ушко. :)
P.S. Быть может, спустя некоторое время руки и мозги сами “зачешутся” вновь, и я снова вернусь в мир взрослого дошкольного плавания. А пока добро пожаловать в мир раннего грудничкового плавания. Добро пожаловать в бассейн “Агу”.
С уважением, Щепин Александр.