Найти тему
BERMOODS

Возвращение пропавших картин

Оглавление

Истории кражи картин сами по себе часто напоминают сюжеты голливудских фильмов. А наша сегодняшняя история больше похожа на классическую сцену ограбления банка, и вот почему.

Две работы — «Девушка с мандолиной» 1929 года Тамары Лемпицка и «Юность», написанная Сальвадором Дали в 1941 году, — были украдены из нидерландского музея Шеринга посреди бела дня: трое или четверо злоумышленников в масках и с оружием в руках ворвались в залы музея, сорвали картины со стен, погрузили их в автомобиль и скрылись с места преступления. На всё это ушло ровно 2 минуты!

«Девушка с мандолиной» 1929 года Тамары Лемпицка
«Девушка с мандолиной» 1929 года Тамары Лемпицка

Это произошло 1 мая 2009 года, за расследование взялся известный арт-детектив из Нидерландов Артур Бранд. Арт-детектив — это сыщик, искусствовед и эксперт в одном лице, который специализируется на поиске пропавших произведений искусства и антиквариата. Такой человек должен знать законы, по которым существует чёрный рынок, и уметь сделать так, чтобы картины не были уничтожены преступниками, когда расследование близится к завершению.

Юность» Сальвадор Дали,1941 год
Юность» Сальвадор Дали,1941 год
Оказалось, что работы были переданы одной преступной группировке в качестве платы, что является весьма распространённым видом сделок в криминальном мире.

И вот, наконец, в 2016 году обе работы были обнаружены (только представьте, постоянно работать над одним делом в течение 7 лет!). К этому моменту владелец музея Шеринга, где ранее находились картины, уже давно обанкротился, и произведения были переданы их владельцам, имена которых не разглашаются.

Сальвадор Дали и Тамара Лемпицка на выставке художницы в Нью-Йорке, 1941 год
Сальвадор Дали и Тамара Лемпицка на выставке художницы в Нью-Йорке, 1941 год

Почему же были украдены именно эти работы? Известно, что Сальвадор Дали и Тамара Лемпицка были лично знакомы, и даже сохранилась фотография художников на выставке Тамары в Нью-Йорке в 1941 году. Но больше никаких связей, которые могли бы повлиять на выбор преступников, выявить не удалось.

Нельзя также и сказать, что эти произведения были самыми дорогими в экспозиции нидерландского музея. Словом, несмотря на то, что картины нашлись, в их провенансе теперь навсегда останется «белый лист».