Преподобный Сергий был необычайно почитаем отцом Ивана Грозного Василием III. Великий князь молился перед святой Троицей и ракой святого о даровании ему наследника. Здесь же, в Троице-Сергиевом монастыре, Иван Васильевич был крещен и приложен к раке небесного покровителя России.
Это подробно описано в созданном в Александровской слободе по повелению Грозного Лицевом Летописном Своде:
«О крещении царского отрока.
Когда же пришло время этому царскому ребенку во второй раз родиться водою и духом, тогда сам христолюбивый отец его самодержец Василий подвигся со многой радостью шествовать с ним в преименитую обитель великого светильника Сергия чудотворца, живоначальную Троицу.
И туда, как некое священное приношение, принес царского своего отрока, дав его Богу, где и просвещен был святым крещением (месяца) сентября в 4 день в воскресенье, на память святого священномученика Вавилы, архиепископа Великой Антиохии, священнодействием настоятеля обители той, мужем добродетельным игуменом Иоасафом, который позднее стал митрополитом всея Руси.
Преемниками же от святой купели сына царева были два неленостных молитвенника, состарившихся в добродетелях; которые оба пострижены в обители чудотворца Пафнутия Боровского.
Один из них, имея дар священства, именем Даниил, многие годы благоговейно предстоял перед алтарем Господним, и в Переславле воздвиг с самого основания великую обитель во имя святой Троицы и пречистой Богородицы и всех святых. Всех странников и беспомощных успокаивал достойно, мертвых погребал. Во всем же был тих и кроток, как говорится: душа кротких благословенна от Бога; о нем же позднее рассказано в степени сей (Степенной книге). Второй по имени Кассиан, зовомый Босый, и тот также был осеян духовной благодатью в подвигах выше естественных: постничеством жесточайшим удручал себя с юного возраста, был сопостником преподобному Иосифу Волоцкому, поступки которого подобны делам бесплотного человека, хотя и во плоти существующему. Все дни своей жизни ходил обут в простые лапти из лыка, и одежда его также была проста, только одна власяница на свитке и мантия. А когда великие морозы воздух поясняли, он как будто в раю пребывал, ничем был не вредим от сильного холода. О нем же и сам Иосиф свидетельствовал, что он имел благодать от Бога. Он достиг уже столетнего возраста, и его как младенца привезли и поддерживали некие избранные два инока той же обители. Третий же старец – троецкой Иев Курцов.
И когда царского того сына приняли от святой купели Даниил и Кассиан, тогда взял его у них отец игумен и прошел с ним в святой алтарь через царские двери, и крестил его у святого престола, а также у образа живоначальной Троицы и у образа пресвятой Богородицы.
И после этого сам царь взял новопросвещенное чадо и положил его в честную раку на цельбоносные мощи святого Сергия, говоря благодарственные слова с обильными слезами и с молитвою, прилежно молясь так: «О, преподобный светильник, чудотворец Сергий! Ты отцам отец и с дерзновением предстоишь святой Троице, и ты молитвою твоею даровал мне сына, ты соблюди его невредимым от всякого навета вражьего, видимого невидимого. Ты осени его молитвами твоими святыми и храни его, преподобный, пока не повзрослеет; и тогда, Богом хранимый, он своими устами воздаст Богу и твоим молитвам похвалу и благодарение. Ведь я всегда к тебе прибегаю и все надежду мою на твое ходатайство возлагаю. Моли о нас святую Троицу единосущную, да подаст нам Тот, на кого надеемся!» И так закончив молитвы, немного отступил от раки. Игумен же взял отрока от раки и со многим благоговением передал его на руки самодержавному отцу его, говоря: «Прими, о боголюбезный царь, Богом дарованное тебе чадо, поздним временем явившееся тебе, воспитай его в поучении закона Господнего и вашего царского благочиния; да будет сын твой по желанию твоему, как писано: сыновья твои были на месте отцов твоих, и поставили их князьями по всей земле, и помянуты были имена ваши из рода в род». И так царь взял свое новопросвещенное чадо как дар вожделенный, от Бога посланный на утешение души его, и надежду жизни своей, на укрепление великому царству своему и на радость всему христианству.
Затем совершена была божественная служба, и был приобщен царский младенец божественным тайнам животворящего тела и крови Христа Бога нашего.
И в тот же час повелением самодержца благородного младенца повезли в царствующий город Москву к любимой его матери, ибо не терпит чадолюбивая мать долгого лишения своего чада».
Иван IV также неоднократно бывал у святого Сергия, нередко совмещая богомолье с последующим посещением Александровской слободы. Как и его отец, первый русский царь прибегал к заступничеству святого и крестил в Сергиевой обители своих сыновей.
Вы может сами увидеть житийную икону Сергия Радонежского XVII в. в «Марфиных палатах» музея-заповедника «Александровскаяслобода».