Найти в Дзене

"Сложно, занудно, надоедливо"... И это всё о нём, уроке русского?

Наше учительское воодушевление от значимости собственного предмета - это одно. Но всегда интересно, что думают об этом те, кого учим. Или те, кто сам скоро станет, возможно, учителем...

В рамках одного практикума студенты педвуза писали размышления об уроке русского языка. Кто анонимно, кто нет, потоком ассоциаций, либо в формате эссе - не важно. Любопытен был сам настрой молодых людей, особенно третьекурсников: стояли они на тот момент на пороге педпрактики. Одни рвались в бой, другие боялись. Захотелось увидеть, чем дышит будущий учитель. Учитель зачастую всего лишь на время практики - процент тех, кто идёт потом работать в школу, слишком мал. Поэтому практика для кого-то - это "зло", которое неизбежно: и некоторые согласны на "троечку", а значит, уроки проводят соответственно. Есть и такие, кто не видит себя в будущем в школе, но давать уроки слабо не позволяет совесть или... гордость: как это я да не смогу?! Да и дети, внушаем студентам, не должны быть заложниками их метаний и случайного выбора места учёбы - коли пошли в педагогический лишь бы высшее получить, туда, где баллов ЕГЭ хватило...

Если говорить об эмоциональной составляющей ответов, то она практически однобокая: высказывания либо негативные, либо сухо-нейтральные, уходящие в перечисление набивших оскомину видов работы на уроке (сочинение, диктант, ответ у доски, упражнение по учебникам). Или чисто ассоциативные вещи - стандартный урок в школе, обучение грамоте, правила русского языка, части речи, словообразование, тетрадь в линейку...

А вот и сами высказывания:

"Сложно, занудно, надоедливо, быстрей бы кончился урок Но иногда интересно бывает, когда материал нескучный и проводился урок нестандартно"...
"В школе он казался мне муторным занятием... В целом возникает ощущение, что это для тех, кто знает все правила и помнит все исключения"...
"Ууу... Неприятное впечатление. Почему? Скучно. Относительно скучно. Огромные упражнения, где из 15 предложений выписываешь 10 самых коротких, через одно. В шестом классе вредная учительница. Потом смена учителей. А в старших - завоевание доверия, признания... Совестно идти на филфак с размытыми понятиями о запятых в предложении и неумением правильно разбирать слова. Помню, в 10-м я прочитала сказки Гофмана и надеялась, что их возьмут для диктанта. А их не брали. Соглашались, но не брали... Редко писали интересные диктанты... И всё же люблю русский"...

Мы нередко слышим, что во многом интерес к предмету возникает у детей благодаря личности учителя. Он может если и не привить "огромную любовь" к дисциплине, то хотя бы заинтересовать ученика. Или "примирить с действительностью" - нелюбимый предмет перейдёт в разряд нераздражающих и неконфликтных . Может, если, простите за пафос, это учитель с большой буквы - со всем причитающимся к этому понятию.

-2

Почему же так получилось, что из почти сотни ответов всего шесть, связанных с личностью педагога? Из них три нейтральных ("Ольга Борисовна", "учительница в школе", "мой учитель с рыжими волосами"), один позитивно окрашенный ("моя классная руководительница, уважение") и два отрицательных ("противный учитель","вредный учитель"). Думаю, ответ на поверхности: учитель стал для этих людей всего лишь "ретранслятором" части знаний, изложенных, кстати, в учебнике. Не закрутил в водовороте интересных фактов, событий, лингвистических задач, любопытных исторических фактов о языке, исключений из правил... Для этого, конечно, надо самому "быть в теме" и постоянно учиться: читать, выискивать, уточнять. Не все филологи готовы к такой ежечасной работе. Поэтому, наверно, и получаем подобные откровения, читать которые, с одной стороны, больно и неприятно, с другой, опять же видишь, что даже год работы талантливого педагога в классе может "повернуть реку вспять":

"Урок русского языка. Скучно. Непонятно. Неизведано. Неинтересно. Медленно. Учителя на мыло! Для меня уроки русского языка и литературы были неизведанной большой землёй, где ничего не понятно. Я зря училась с пятого по девятый классы! Просто время зря тратила, так как ничего не помню и не знаю. Зато до всего добралась сама и рада этому... Учитель был ужасный. А из-за учителя, которого поставили на 10-11 классы, я поступила на филолога"...
-3