Найти в Дзене
Бегущий по Выхино

Московские подземные призраки

Оглавление

В каждом крупном городе-миллионнике, как правило, есть своя система внеуличного транспорта: метрополитен, лёгкое метро, монорельс, городская электричка и пр. Однако строительство подобного рода транспорта сопряжено с рядом ситуаций, при которых некоторые станции или платформы либо вовсе не принимают ни пассажиров, ни грузы, либо какое-то время стоят закрытыми и неотделанными. Такие станции называют призраками.

Граффити "Петрович" на недостроенной станции "Волоколамская" ТКЛ
Граффити "Петрович" на недостроенной станции "Волоколамская" ТКЛ

Зачастую призраки возведены на уже функционирующем участке и их можно видеть из окна проезжающего поезда. Чтобы не сотрясать конструкции, поезда обычно проезжают через них, снизив скорость. Исключением являлась станция "Волоколамская" Таганско-Краснопресненской линии (ныне - "Спартак"), открытая в августе 2014-го года. Поезда, курсировавшие между станциями "Тушинская" и "Щукинская", проезжали законсервированный "Спартак" на максимально разрешённой в тоннеле скорости.

Станция "Спартак" в настоящее время
Станция "Спартак" в настоящее время

Само понятие "станция-призрак" ввели в активный обиход диггеры в середине 1990-х. Основанием для этого явилось заложение в 1997-м станции петербургского метрополитена "Адмиралтейская", полноценное открытие которой осуществилось лишь в 2011-м. С 1999-го по 2011-й годы она носила статус призрака.

Современные "станции-призраки" делятся на пять категорий:

1. Закрытые (бывшие временные, отменённые в процессе строительства);

2. Временно закрывавшиеся (на реконструкцию);

3. Промежуточные (бывшие призраки);

4. Недостроенные (истинные призраки);

5. Площадки под станцию.

В этой статье речь пойдёт о станциях первой категории, расположенные в Московском метрополитене. Всего за всё время работы в Москве было три станции такого типа: "Советская", "Первомайская" и "Калужская". Первая была запланирована на Горьковском радиусе "Белорусская" - "Павелецкая", однако в 1934-м году была исключена из генплана. На сегодняшний день на её месте располагается пункт управления московского штаба гражданской обороны. Вторая и третья успели на некоторое время открыться и принимать пассажиров. О них сегодня и поговорим.

"Первомайская" (1954 - 1961)

Станция "Первомайская" в 1950-е
Станция "Первомайская" в 1950-е

Станция "Первомайская" была конечной на Арбатско-Покровской линии с 1954-го по 1961-й годы. Располагалась на территории депо "Измайлово". Открытие состоялось 24 сентября 1954 года в ходе продления линии на восток от "Измайловской" (ныне - "Партизанская"). Закрытие состоялось 21 октября 1961 года после продления участка до новой станции "Первомайская".

Станция "Первомайская" с пассажирами
Станция "Первомайская" с пассажирами

На станции был один- восточный вестибюль с выходом на Первомайскую и 4-ю Парковую улицы. Также имелся служебный выход, поэтому на схеме маршрутов городского транспорта Москвы 1959 года были обозначены два выхода.

Станция "Первомайская" в 1950-е и сегодня
Станция "Первомайская" в 1950-е и сегодня

Сегодня на месте станции располагается пятый неф депо "Измайлово". Являлась единственной в Московском метрополитене станцией с деревянной крышей. На месте платформы расположен цех подъёмочного ремонта. Платформа была разобрана, а на её месте был сооружён дополнительный тупик. Отделка станции и вестибюля в основном сохранилась.

Станция "Первомайская" в настоящее время
Станция "Первомайская" в настоящее время

В перспективе возможна организация музея метро. Поскольку бывшая станция расположена в крайнем нефе, архитектурно возможна организация музея. Перспективы стали реальны после полного ввода в эксплуатацию дело "Митино" на противоположной стороне Арбатско-Покровской линии.

Платформа станции "Первомайская", 1950-е
Платформа станции "Первомайская", 1950-е

Архитекрутное оформление вестибюля "Первомайской"
Архитекрутное оформление вестибюля "Первомайской"

"Калужская" (1964 - 1974)

Станция "Калужская", 1960-е
Станция "Калужская", 1960-е

Ещё одна закрытая станция Московского метро. Являлась конечной на Калужском радиусе с 1964-го по 1974-й годы. Была открыта 15 апреля 1964 года и на момент открытия была 69-й станцией Московского метрополитена. Была закрыта 12 августа 1974 года в связи с открытием участка "Новые Черёмушки" - "Беляево".

Имела два тупиковых пути с платформой посередине, которая переходила в кассовый зал. Украшения на станции отсутствовали. Была единственной наземной станцией Калужско-Рижской линии.

Неф депо, в котором находилась станция, претерпел с 1974 года лишь незначительные изменения. Полностью сохранилась платформа станции и пути, помещения вестибюля используются в качестве комнаты отдыха персонала. Действует и служебный тоннель, соединявший в своё время старую и новую (открытую уже после постройки станции) территории электродепо, минуя пассажирскую зону. Частично сохранились оригинальные светильники. В последние годы платформа, пути и прилегающие территории станции используются под склад.

К бывшему вестибюлю в 1978-79 годах было вплотную пристроено семиэтажное здание Прокуратуры Московского Метрополитена, в котором находится доступная для свободного входа столовая (окна выходят на улицу со стороны ДК «Меридиан»).

На одной из стен бывшего станционного нефа по сводкам работников депо до сих пор сохранились указательные плашки со старыми названиями некоторых станций Калужско-Рижской линии (например, «Новокузнецкая», «Площадь Ногина», «Колхозная», «Щербаковская»), а также отсутствует станция «Шаболовская». Висят они на брусе на высоте трёх с половиной метров, поэтому при перестройке нефа их не стали ликвидировать.