ПРОФПРИГОДНОСТЬ/САМООЦЕНКА/ТИП ЛИЧНОСТИ
Современное школьное образование обязательно включает в себя прохождение различных тестов, включая тесты на профпригодность, на самооценку, на тип личности и прочие. Все учащиеся их проходят и либо идут домой с результатами, либо родителям звонят из школы с плохими новостями.
Хотя данные тестирования разработаны профессиональными психологами и рассчитаны оптимально для возрастов подростков, когда они их проходят, и действительно способны отражать реальность, на деле данные тесты не могут показать настоящих, правдивых результатов.
Так почему так происходит?
Этому есть несколько причин, о которых мало кто из родителей догадывается. Давайте разберемся в них.
1. Психология поведения в обществе
В нынешних условиях подростки проходят тестирование сидя друг с другом либо за партами, либо в специальных залах, где ответы на вопросы могут увидеть другие.
Именно то, что никому не хочется показывать свои реальные ответы, заставляет подростков отвечать на них не так, как они думают, а так, как они хотят показать другим.
Даже если ребенок сидит за партой один, он все равно знает, что его результаты прочтет учитель или же случайно увидит повернувшийся с передних парт сосед. Поэтому результаты в любом случае отклоняются от реальных.
2. Несерьезное отношение
Подростки всегда относятся со скептицизмом к подобным тестам. Особенно, если они проходят сверх положенного времени, вне уроков.
Согласитесь, ведь их мысли примерно такие: зачем мне нужен этот тест, лучше бы домой пошел или погулял?
Или же просто дурачатся с друзьями, отмечая смешные варианты или вообще наугад.
Так как такому можно верить?
Но, допустим, тест проходит во время урока и он действительно интересен подростку, давайте даже предположим, что он сидит совершенно один и точно никто не будет знать о нем, кроме него и родителей, конечно.
И тут мы сразу упираемся в тонкости отношений дети-родители и еще одном, самом сложном, о нем речь в конце.
3. Дети - Родители
Даже если в семье все отлично, ребенок ведет себя разумно и вполне осознанно, он не сможет отвечать на вопросы тестов в точности, как он думает, поскольку он повторяет полностью или частично модели поведения и интересов родителей, старших братьев/сестер. Он неосознанно выбирает ответы, которые оправдают ожидания вас или ваших близких, которые узнают о результатах.
И что плохого в повторении модели поведения, спросите вы? Ведь близкие родственники имеют схожие интересы и мышление.
А то, что вопреки заблуждениям, дети не так похожи на родителей. Они могут владеть умением хорошо ввиду наследственности, но не факт, что оно ему будет интересно. Такова психология.
Теперь поговорим о самой сложной тонкости
3. Психология внутреннего самосознания подростка
Представим, что ребенок проходит тест дома один и никому не будет говорить о результатах. Тогда мы исключаем все описанные пункты выше. Даже вы не будете знать о них.
В данной ситуации огромную роль играют три фактора:
1. Кем подросток хочет быть
2. Кем он является на самом деле
3. Стеснение и боязнь своих результатов
Первый фактор создается его окружением, родителями, другими родственниками и только в малой доле тем, что ему интересно. Это состояние не отражает реального восприятия мира личностью.
Второй фактор же отражает настоящие желания и мысли подростка.
Третий фактор не дает проявиться второму фактору из-за каких либо НЕОСОЗНАННЫХ опасений, например, что "я не такой", "это плохо так думать", "я не успешный/не буду успешным", "я слишком навязчивый", "эта профессия скучная".
При этом первый фактор может жить без третьего.
Поэтому, если исключить 1 и 3 факторы, то результаты теста будут настоящие.
Как это сделать? Как провести настоящее тестирование, отражающее действительность?
И вообще, как направить подростка в нужное русло и выбрать РЕАЛЬНО интересную профессию для него? Как сделать его счастливым по НАСТОЯЩЕМУ?
Эти темы объемны и очень важны для будущего развития. Поэтому об этом я расскажу в следующих статьях.