Ещё в 80-х годах прошлого столетия во время боевых действий в Афганистане для эвакуации раненных был задействован самолёт Ил-76МДТ «Скальпель-МТ». Всего построили два летающих госпиталя, один базировался на аэродроме Чкаловский, другой был приписан к МЧС. Эти борта работали во всех горячих точках на территории бывшего СССР, спасли немало жизней в ходе двух войн в Чечне.
Затем, сначала была трагедия в Иркутске, когда Ан-124 упал на жилые дома, тогда потребовалось перевезти ребёнка с тяжелейшими ожогами и его погрузили в реанимобиль на базе «Шевроле Тахо» и так перелетели в Ил-76 в Москву.
Всё изменилось после ужасных событий в Беслане, где пострадали более ста детей и их надо было срочно перевезти. В транспортных самолётах прямо на полу располагали матрасы, аппаратуру размещали на откидных сидениях по борту – это было вопреки правилам и довольно неудобно, но в той ситуации не имелось иного выхода.
Тогда-то Шойгу и потребовал создать правила по перевозке самолётами тяжелобольных. Сотрудники «Центроспаса» и специалисты филиала Казанского вертолётного завода в Заречье изучили мировой опыт и после горячих дискуссий пришли к единому мнению, что воздушный транспортник должен иметь съёмные модули, задействовать специальные борта слишком нерентабельно.
После трёх лет напряжённой работы была разработана система и пройдены все необходимые проверки. Впервые в 2007 году на Ми-8 установили два модуля для перевозки тяжелобольных, но вместимости вертолёта было недостаточно.
В 2009 году в декабре случился пожар в Перми в клубе «Хромая лошадь», но тогда наш специализированный самолёт Ил-76 уже был готов и удалось совместными стараниями спасти многих людей, доставив их во время для дальнейшего лечения.
К июню стараниями Шойгу у МЧС появился второй самолёт, позволяющий перевозить два десятка пострадавших одновременно – это пять четырёхкоечных модулей, ярус внизу оставляли для тяжелобольных подключённых к аппаратам, такого нигде больше в мире нет.
Если пострадали всего лишь 2-3 человека, гонять такой тяжёлый транспортник, как Ил-76 слишком накладно, тогда-то и появились у нас Ан-148 и Сухой Суперджет 100, на которых используются складные одноместные модули. Эти самолёты выполняют и другие задачи, применяются они только по необходимости, модули складываются и убираются в багажный отсек. Также и большие модули для Ил-76 хранятся отдельно на складе.
В настоящее время в ведомстве разработаны и внедряются компактные и автономные специальные медицинские модули, разработанные под размеры контейнеров для воздушных судов. Платформой для них выбран самолёт Ил-76МД-90А, который получил обозначение Ил-76МА.
Оборудование летающего госпиталя позволяет выполнять самые сложные операции и необходимую диагностику, работа его начинается сразу после приземления на полосу, имеющиеся запасы рассчитаны на несколько недель. В критической ситуации модули выгружаются и превращаются в полевой госпиталь.
Такие аэромобильные госпитали предполагается использовать в дальних и отдельно расположенных гарнизонах, чтобы повысить уровень медицинского обслуживания. Эту возможность даёт Ил-76МА, способный приземляться на грунтовые неподготовленные аэродромы.