Сегодня статья будет посвящена не только самой потрясающей игре из серии Star Wars, так еще и одной из лучших RPG, которая когда-либо видел мир. Разумеется, кто-то может со мной не согласиться, но любовь очень и очень многих людей к Star Wars Knights of the Old Republic безгранична и далеко не беспочвенна.
2003 год. Канадская студия BioWare, выпустившая к этому времени успешные Neverwinter nights и Baldur's Gate, по заказу LucasArts выпускает игру Star Wars: Knights of the old Republic.
Кратко о механике, если кто-то каким-то образом не знает/забыл. Классическое RPG в плане прокачки персонажей (одновременно их под управлением может быть 3, а выбирать можно из 9 компаньонов). Бои проходят в реальном времени, но их можно в любой момент приостановить, чтобы в ручном режиме дать задание персонажу - использовать аптечку, кинуть гранату, использовать умение и т.д. Большое количество скиллов, активных и пассивных умений вносит в игру вариативность. Каждое прохождение будет непохоже на предыдущее. В соответствии с жанром, выполняя задания, будем получать кредиты и покупать себе вещи. В игре огромное количество локаций, размещенных на разных планетах, сотни заданий разной степени сложности, неисчислимое количество персонажей с которыми можно завязать диалог, возможность крафта вещей и расходников, мастерская, где можно улучшать обмундирование и даже своя карточная ИГРА внутри ИГРЫ под названием пазаак (казалось бы причем тут Ведьмак и Гвинт).
А теперь я бы хотел вам рассказать почему считаю эту игру лучшей в своем роде.
1. Сюжет
Можете ли вы с легкостью перечислить игры, которые вышли в начале 00-х, где сюжет вскружил вам голову? Можете? Бьюсь об заклад, если вы играли в KotoR, она есть в вашем списке. Дрю Карпишин присоединился к BioWare в нужное время. Никому не известный гейм-дизайнер/писатель создал мир Старой Республики. Почему старой? Да потому что действия происходят за 4000 тысячи лет до битвы при Явине (IV Эпизод).
Нас бросают в этот мир, ничего толком не объяснив, и предоставляют полную свободу действий. Оказывается в галактике идет война между Республикой и Империей Ситхов и да, когда-то ситхов было больше двух. Игра начинается на корабле Endar Spire, атакованном флотом ситхов около планеты Тарис. Игрок, имя которому вы даете в начале игры, и один из пилотов - Карт Онаси, вынуждены бежать на Тарис в спасательной капсуле. Ваша миссия — найти Бастилу Шан, которая командовала их кораблём. Она джедай и обладает редким даром боевой медитации, благодаря которому Республике удавалось склонять чашу весов в этой войне на свою сторону. Годом ранее с помощью Бастилы джедаи попытались захватить владыку ситхов Дарта Ревана, но во время операции его ученик Дарт Малак открыл огонь по кораблю учителя, и тем самым захватил власть. С тех пор Малак охотится на Бастилу, желая либо уничтожить её, либо использовать её способности в своих целях.
Наш герой начинает свой путь простым солдатом, вором, разведчиком (нужное подчеркнуть в начале игры) и в один момент, как несложно догадаться, становится джедаем. За происходящим в игре очень интересно наблюдать, а осознание того, что ваши действия влияют на исход судьбы галактики заставляют частенько задумываться над каждым действием. Поскольку мы становимся джедаем, очевидно, перед нами постоянно будет вставать выбор как поступать в той или иной ситуации, который и будет подталкивать нас к Свету или Тьме. Не припомню ни одной другой игры того времени, где подобная система была проработана так подробно. Разумеется главное правило простое - помогаете бедным и невинным получаете очки света, убиваете всех вокруг - очки тьмы. Однако согласитесь, что гораздо интереснее принимать решения в соответствии со своими желаниями, а не просто рассуждать: "Я самый злобный злодей, поэтому я во всех диалогах буду вести себя дерзко и убивать невинных". И именно вариативность вашего поведения будет вносить вариативность в игру (одобрение или порицание от компаньонов, бонусы опыта и денег и т.д.)
В целом персонажи из KotoR занимают свою огромную нишу во вселенной Star Wars. По ним написаны комиксы, есть полноценная книга про Дарта Ревана от самого Дрю Карпишина. Иными словами в рамках одной статьи рассказать о том, что из себя представляла галактика 4000 тысячи лет назад - задача невыполнимая.
2. Механика игры
Как я упоминал выше, система прокачки, улучшения вещей и крафта в игре очень проста, но при этом очень разнообразна
При достижении нового уровня, каждому персонажу будут давать 6-8 очков, которые вы можете потратить на навыки ремонта, скрытности, знания компьютеров и прочих. Эти навыки сильно влияют на универсальность персонажей. Если главный герой владеет навыком взлома, вам не обязательно таскать всюду с собой компаньона-взломщика, который может быть слабым воином. Однако все навыки прокачивать равномерно смысла нет, поскольку уже к середине игры, ваш универсальный персонаж, не сможет, например, обойти среднюю компьютерную защиту. Как несложно догадаться ваш отряд должен быть универсальным иначе вы рискуете пропустить сайд-квесты, скрытые локации и сокровища, опыт.
Отдельного внимания заслуживают навыки Силы. Мало того, что их тут не один десяток, так еще и ваша предрасположенность к темной\светлой стороне будет влиять на их эффективность. Вы проповедуете добро? Навыки защиты, лечения и ряд других действуют с бонусом, однако многими любимая молния силы (которую так любил Дарт Сидиус) будет неэффективна. Темная сторона ваш союзник? Силовое удушье, молния, высасывание жизни будут не оставлять от врагов и мокрого места, но будь вы даже гранд-мастером силы, лечение Силой, свойственное джедаям, будет для вас не полезнее самой простой аптечки.
Привычные многим "сила,интеллект,ловкость и т.д." в этой игре играют важнейшую роль, однако возможность их вкачивать на протяжении игры будет проходить по достижении определенных уровней. Увеличить, например, ловкость, а следовательно и шанс уворота и скорости вам будут позволять вещи в вашем инвентаре. Многие ошибочно перестают искать новые предметы ближе к концу игры, поскольку думают, что враги и так слабые. В этом есть доля правды, однако не забывайте в игре много моментов, когда ваши союзники не смогут вступить с вами в бой и разбираться придется в одиночку, что становится очень трудным испытаниям без должной экипировки.
Пару слов о крафте. В игре можно улучшать практически любое оружие и обмундирование, создавать свои предметы, разбирать их на части, покупать у торговцев недостоющие элементы. "Мастерская" в освоении по началу кажется сложной, но по факту очень проста, а выхлоп от ее использования огромен.
3. Саундтрек
В отличии от многих игр по вселенной Star Wars, Kotor не заимствовал темы из оригинальных фильмов, а создал свое уникальное музыкальное сопровождение.
Композитор Джереми Соул (за плечами которого музыка к TES: Oblivion, Warhammer 40000, да даже в Доте 2 засветился) создал потрясающую музыку, которая передает атмосферу на 100%. Не верите? Пройдите по ссылке и почитайте комментарии.
Итоги
Можно не быть фанатом Звездных Войн, чтобы получить наслаждение от этой игры. Не смотря на то, что она вышла 15 лет назад играть в нее легко и интересно. Разумеется, как и всегда любителям сочной графики будет тяжеловато, но в этом ли счастье?
Игру недавно портировали на Android/IOS и теперь решать судьбу галактики можно даже с телефона. Поэтому, если кто-то из вас является фанатом вселенной, но упустил этот, не побоюсь слова, шедевр - бегом исправлять.
И напоследок, если вы считаете, что автор явно предвзят, думаю это вас разубедит.
Награды
- Bafta:
- Лучшая игра года—2003 для Xbox
- GameSpy:
- Лучшая игра года—2003 для Xbox
- Лучшая игра года—2003
- Game Developers Choice — 2004:
- Игра года
- Лучший персонаж игры (HK-47)
- Лучший сценарий
- IGN:
- Лучший звук (Xbox)
- Лучший сценарий (PC)
- Лучшая ролевая игра года—2003 для Xbox
- Лучшая ролевая игра года—2003 для PC
- Лучшая игра года—2003 для Xbox
- Лучшая игра года—2003 для PC
- Игра года—2003
- Gamespot:
- Лучшая игра, основанная на кино- или телефильме
- Лучшая игра года—2003 для Xbox
- Лучшая ролевая игра года—2003
- Computer Gaming World:
- Игра года
- Interactive Achievement awards :
- Лучшие сюжет/персонажи
- Игромания:
- Лучшая RPG 2003
- Лучший сюжет 2003
- Самая революционная 2003
P.S. Разумеется, после такого успеха все стали ждать продолжения. Сиквел вышел в декабре 2004 года на платформе Xbox (всего через 14 месяцев после начала разработки) и в феврале 2005 года для PC. 21 июля 2015 года, спустя более 10 лет после выхода игры, состоялся релиз для MacOC и Linux. О ней мы и поговорим в 4-ой части нашей рубрики.
Подписывайтесь на наш канал, и да пребудет с вами Сила!