Увеличение расхода топлива – это всегда неприятные новости для владельца автомобиля. Заметив, что потребление бензина или дизтоплива выросло, водитель задается вопросом: что привело к ухудшению топливной экономичности двигателя?
«Крайними» в сознании рядового водителя обычно становятся автозаправочные станции. Несложно заметить, что в Интернете или при неформальном общении с соседями по гаражному кооперативу водители часто жалуются на плохое качество топлива. В этом обвиняют и производителей бензина, которые якобы не соблюдают требования ГОСТов, и владельцев или сотрудников АЗС, которых подозревают в разбавлении топлива горючим с низким октановым числом.
Но наиболее вероятной и самой распространенной причиной роста «аппетитов» бензинового или дизельного двигателя являются факторы, связанные с техникой. К ухудшению топливной экономичности могут привести естественные процессы, связанные с износом двигателя, обслуживающих его узлов и агрегатов или внештатные ситуации, вроде неполадок в одной из систем автомобиля. Некоторые технические неисправности, влияющие на потребление горючего, можно определить самостоятельно по внешним признакам. В большинстве же случаев лучше доверить диагностику и ремонт автомобиля квалифицированным специалистам с сертифицированных СТО.
Несвоевременное или неправильное техническое обслуживание авто
Многие водители не понимают, насколько важно следить за состоянием автомобиля, регулярно посещать автосервис и использовать качественные расходные материалы во время ТО. Автовладельцы, которые пренебрегают этими простыми правилами, тратят на топливо больше, потому что некачественное масло или засорившиеся фильтры приводят к росту потребления горючего.
- Моторное и трансмиссионное масло. В инструкции по эксплуатации авто указано, какое масло следует заливать в двигатель и коробку передач. Автопроизводители получают эти данные во время испытаний новых моделей авто перед запуском в серию. Использование смазочных материалов, вязкость которых не соответствует рекомендациям производителя, может привести к тому, что двигатель станет более «прожорливым». Рост потребления топлива в подобных случаях нередко достигает 10%.
- Воздушные и топливные фильтры. Воздушный фильтр, забитый пылью и грязью, плохо пропускает воздух, необходимый для сгорания топлива в цилиндрах двигателя. В результате нехватки кислорода часть бензина или дизтоплива сгорает «вхолостую», не вырабатывая полезной энергии, и выбрасывается напрямую в выхлопной коллектор. При забитом топливном фильтре электроника фиксирует падение давления в топливной рампе и компенсирует это подачей увеличенной порции топлива через форсунки. В результате расход топлива растет, а полезная мощность – нет.
- Шины и углы установки колес. Неотрегулированные углы схождения и развала колес и неправильное давление воздуха в шинах приводят к увеличению механического сопротивления. Двигатель тратит больше мощности на преодоление сопротивления качению и расходует больше горючего, чтобы двигаться с прежней скоростью.
Неисправности в двигателе автомобиля
Двигатель современного автомобиля – это сложная система из множества деталей и узлов. Если они изношены или работают не так, как следует, то это приводит к увеличению расхода топлива или падению мощности, которое водитель компенсирует, широко открывая дроссельную заслонку и увеличивая количество горючего, попадающего в цилиндры.
Точную причину роста расхода топлива можно назвать только по результатам диагностики на СТО. Но список наиболее вероятных проблем не очень большой, поэтому их можно рассмотреть даже в рамках данной статьи.
- Система зажигания. Засорение свечей остатками несгоревшего масла или неправильные зазоры между электродами могут привести к пропускам зажигания в цилиндрах и увеличению расхода топлива. Аналогичный эффект наблюдается при неправильной регулировке угла опережения зажигания. Если угол опережения хотя бы на градус отклоняется от рекомендованного значения, то двигатель работает в неоптимальном режиме, а горючее в камерах сгорания сжигается не полностью.
- Система топливоподачи. Форсунки, которые подают горючее в камеру сгорания четко отмеренными порциями, со временем закоксовываются смолистыми отложениями и продуктами неполного сгорания топлива. Из-за отложений и нагара в цилиндры попадает меньше топлива, чем требуется, или формируется конус неправильной формы. Это приводит к тому, что процессы сгорания топлива в цилиндрах проходят не самым эффективным образом. Поэтому, чтобы предотвратить неконтролируемый рост расхода топлива, форсунки необходимо регулярно и своевременно промывать.
- Система охлаждения. Из-за некорректной работы системы охлаждения часть тепловой энергии, получаемой в результате сжигания топлива, тратится на прогрев двигателя вместо выполнения полезной работы. Причинами неисправностей в подобных случаях являются разгерметизация системы или неисправности термостата.
- Износ деталей ЦПГ. Закоксовывание поршневых колец и износ деталей цилиндропоршневой группы – это результат естественного износа двигателя или закономерный итог использования некачественного топлива. В обоих случаях давление в цилиндрах в конце такта впуска меньше требуемого значения. Поэтому такие неполадки приводят к неэффективному сжиганию горючего и увеличению расхода топлива. Устранить проблемы с ЦПГ можно только путем переборки двигателя.
Кроме механических причин, вызванных естественным износом деталей или неправильной регулировкой оборудования, проблемы с топливной экономичностью могут быть вызваны неполадками в электрических и электронных системах. Двигатели современных авто работают эффективно и экономично только в том случае, если нет неполадок, связанных с работой ЭБУ и многочисленных датчиков, которые снабжают электронный блок управления важной информацией. Благодаря системе самодиагностики о проблемах с электрикой и электроникой можно узнать из отчетов диагностического сканера.