Найти тему
Книгиня про книги

«Представьте шесть девочек» Лоры Томпсон: ещё одни из рода Мидфорд

Если представить, что этих шести девочек (и одного мальчика, справедливости ради) не было бы в истории XX века, их обязательно стоило бы придумать – это был бы величайший роман поколений, авантюрно-приключенческий, любовно-социально-драматический триллер на фоне то холодного Лондона, то предвоенной Германии. И всё равно бы читатели наверняка бы писали – слишком непохоже на правду! Ну не могло такого быть, не верю! Чтобы сразу столько драматизма в одной семье? Намёки на однополую связь? Чтобы Гитлер и эта вот?... Однако, жизнь семьи Мидфорд – не выдумка, а реальность, о которой российскому читателю прежде узнать было неоткуда – разве что любители истории могли, разумеется, знать, что у Освальда Мосли была супруга голубых кровей, а Гитлер выведывал английские секретики через одну особо болтливую британку. Поэтому выход в свет книги «Представьте шесть девочек» биографа и публициста Лоры Томпсон – событие действительно немаловажное, как в историческом, так и литературном контексте.

Лора Томпсон. Представьте 6 девочек / Пер. с англ. Л. Сумм. — М.: Фантом Пресс, 2018. — 480 с.
Лора Томпсон. Представьте 6 девочек / Пер. с англ. Л. Сумм. — М.: Фантом Пресс, 2018. — 480 с.

Семейство Мидфорд для Великобритании – отдельная глава для возможного учебника истории. Мать семейства Синди Мидфорд, железная леди, изначально не особенно готовая к материнской участи, оттого старшим детям было, что о ней вспомнить нелестного – об этом некоторые из них написали художественные (Нэнси) и биографические (Дэбора) книги. Сидни, очевидно, была не лучшей матерью, но и не лучшей женой - муж умудрился сбежать от неё к служанке, чтобы только наконец-то зажить с женщиной, уважавшей его. Почитательница Гитлера в его лучшие годы, возившая своих девочек к нему на чаи и сетовавшая на политические курсы, Сидни, помимо прочего, являлась роднёй семейству Черчилль, что делает эти перепутанные отношения ещё более пикантными. Её дети – шестеро девочек и один мальчик, росли в разных домах и имениях, поскольку семья часто переезжала, испытывая то финансовые трудности, то терпение самой Сидни – её муж совершенно не смыслил в финансовых вопросах и вечно невыгодно вкладывался в недвижимость. Воспитателями детей была домашняя библиотека – и они сами; их дружба и ненависть против друг друга выльется в бесконечные альянсы и истории самых неожиданных и беспочвенных предательств, дружбы одних сестёр против других и постоянных сплетен и саркастичных шуточек.

Про каждого из детей Мидфорд, включая и брата Тома, можно написать отдельную биографию, полную противоречий, неподтверждённых слухов и интриг – Нэнси, яркая акула пера, подруга писателя Ивлина Во, Памела, пожалуй, самая спокойная из всех, любительница садоводства и – как утверждают слухи, женщин, Диана, бросившая своего супруга и наследника пивной империи Брайана Гиннеса ради нациста Освальда Мосли и терпевшая всю жизнь его выходки, Юнити, «зачатая в канадском городе Свастика», по иронии судьбы - любимица (или любовница?) Гитлера, решившая убить себя (неудачно), Джессика, ставшая яростной коммунисткой и защитницей прав человека, сбежавшая из дома и отрекшаяся в какой-то момент от всяких отношений с семьёй, и, наконец, Дебора, заключившая самый удачный брак из всех, выйдя замуж за герцога Девонширского и так же, как и Нэнси, начавшая писать. Том, будучи какое-то время миротворцем среди своих беспокойных сестёр, благосклонно относящийся к нацизму, аристократичный бисексуал, погибший как раз накануне финала Второй Мировой в Бирме, и тот мог бы стать героем любовного романа о нравах Англии начала XX века.

Лора Томпосн. Источник: readmeblogsite.net
Лора Томпосн. Источник: readmeblogsite.net

Лора Томпсон по образованию - балерина, но пишет не первую уже биографическую книгу. В её послужном списке есть биография Агаты Кристи, история таинственно пропавшего Лорда Лукана, попытка расследования дела Эдит Томпсон и, наконец, отдельная биография старшей из сестёр Мидфорд – Нэнси. Книги Томпсон всегда отличает одно: своих героев она любит, при том, что всякий раз старательно дистанцируется от них и не выносит никаких вердиктов их нелепым и подчас губительным поступкам. Получается у Томпсон не всегда – некоторые моралите неизбежны, впрочем – справедливости ради, стоит заметить, что работают они у автора в обе стороны: Томпсон может осуждать не только своих героев, но и всех, кто их окружал, не понял в нужный момент или предал. С Деборой, а точнее – герцогиней Девонширской, а также с Дианой Мидфорд, Томпсон встречалась лично, но складывается впечатление, что она знала их всех, да так, что у сестёр не осталось никакого шанса на личную тайну – Томпсон упоминает всё, от личных дневников, заканчивая перепиской между всеми членами семьи, перемещаясь от одной героини к другой. От того структура «Девочек», очевидно, оказалась сложной для многих – героини в самом деле меняются местами без предупреждения, текст полон перекрёстных ссылок и исторических комментариев, пестрит именами, датами и событиями, о которых любому небританцу не рассказывали в школе – потому, незнакомому с Великобританией начала XX века читателю будет сперва непросто полностью погрузиться в мир интриг высшего света и запомнить сходу, кто кому приходился по бабушкиной линии – да даже не перепутать шесть женских имён и характеристик не так уж и просто. Однако, разобравшись во всем этом, оторваться от книги Томпсон решительно нельзя – и дальше только приходится себе постоянно напоминать, что всё, о чём она пишет, вовсе не пересказ очередной серии «Аббатства Даунтон», а жизнь реальных людей, аналогов которым в нашей стране нет вовсе, потому что всё, о чём пытается писать пресловутый «Татлер», выглядит китайской подделкой под влиятельную семью, ставшую портретом целой эпохи.

Юнити, Том, Дебора, Диана, Джессика, Нэнси и Памела Мидфорды в Свинбруке, 1935. Источник: vanityfair.com
Юнити, Том, Дебора, Диана, Джессика, Нэнси и Памела Мидфорды в Свинбруке, 1935. Источник: vanityfair.com

В чём же секрет небывалой популярности этой семьи – в том ли, что все Мидфорды сыграли не последние роли в истории XX века, в политических и социальных его аспектах, в том ли, что эта фамилия прочно продолжает ассоциироваться с другой, фюреровской, или в том, что именно эта семья послужила прообразами трёх сестёр Блэк в книгах о Гарри Поттере британской писательницы Джоан Роулинг? Возможно, ответ куда проще – все они, учитывая родственность, умудрились прожить максимально непохожие друг на друга жизни, не обращая внимания на окружение, осуждение и собственную славу, но любили, верили в свои идеалы, ненавидели, творили, сражались, были невероятно храбры и независимы.

В общем, были настоящими женщинами, и только то.

Если публикация вам понравилась, ставьте «пальцы вверх и подписывайтесь на канал, он будет изредка появляться в вашей ленте «Дзена».
«Подзеним» вместе! Другие книжности на телеграм-канале «Книгиня»