Марфа-посадница, так называли это женщину в Московской Руси, но посадницей она не была, точнее лично не занимала эту должность. И все же, Марфа была фигурой колоритной и очень значительной, став символом борьбы Новгородской вольницы за самостоятельность от Москвы.
Легенда о происхождении
Неизвестен год рождения этой женщины, происходившей из знатного боярского рода Лошинских. Первым мужем Марфы был некий боярин Филипп. От него она родила двоих сыновей: Антона и Феликса.
И девичья фамилия Марфы, и имя ее сына Феликса могут свидетельствовать о том, что у нее могли быть польско-литовские корни, может поэтому ей позднее так ненавистна была сама мысль о том, что вольный Новгород станет частью Московской Руси.
Сыновья Марфы от первого брака утонули где-то на Карельском берегу Белого моря.
Быль - Посадник Борецкий
Вторым мужем Марфы, вероятно после смерти боярина Филиппа, стал Исаак Борецкий. Собственно он и был Новгородским посадником - главой города. От Исаака Марфа прижила троих деток: Дмитрия, Федора и Ксению.
Последнее упоминание Исаака Борецкого в летописи встречается в 1456-м году. Вероятно вскоре после этого Марфа и стала снова вдовой.
Надо заметить, вдовой очень богатой: ей принадлежали обширные земельные угодья по берегам Двины и Белого моря.
Быль - лидер антимосковской оппозиции
Вдова, обладающая харизмой, поднаторевшая в самостоятельной жизни, властная и богатая, выходит на политическую арену в 1470-м году во время выборов Новгородского архиепископа. Пимен, кандидат Марфы и литовской партии избран не был, а его противника Феофила ставили на архиепископат не в Киеве, а в Москве, что только разозлило Марфу.
Россия стараниями Великого князя Ивана III, продолжает собираться в единое государство, а Новгород остается чуть ли не единственной территорией, которая противится объединению. Новгород торговый, вольный, обширный и очень богатый, допустить, чтобы он откачнулся к сопернику Москвы, Великому княжеству Литовскому, Иван III не может.
Сын Марфы Дмитрий, в 1471-м году, являясь степенным посадником, с подачи матери выступает за разрыв отношений с Москвой.
Быль - Новгородские вдовы
Марфа борется не одна. В Новгороде нашлись еще две богатые и властные вдовы, которые разделяют ее политические устремления. Соратниц Марфы звали Анастасия и Евфимия, последняя также была вдовой посадника.
Марфа активно снабжает деньгами оппозицию и начинает самостоятельные переговоры с королем Польши Казимиром IV о вступлении Новгородской республики в состав Великого княжества Литовского.
Условие у Марфы Борецкой одно: Новгород сохраняет автономию и свои политические свободы.
Быль - войны с Москвой
Иван III спокойно наблюдать за ходом этих переговоров не собирался. В 1471-м году он послал войска на усмирение непокорного города. Новгородскую рать возглавил Дмитрий Борецкий, сын Марфы.
В битве на левом берегу реки Шелони новгородцы потерпели поражение. Дмитрий Борецкий был казнен, как бунтовщик. Но политические права Новгорода еще не были отняты.
Марфа, пережившая потерю третьего сына, не смирилась и продолжила переговоры с Польшей. Казимир обещал Новгороду свою поддержку.
В 1478-м году Иван III предпринимает второй поход на непокорный город. На сей раз с вольницей было покончено навсегда. Политические права республики уничтожены, а вечевой колокол увезен в Москву. Умолк навеки язык новгородской воли.
Легенда о судьбе Марфы Борецкой
Всем активным участникам противостояния с Москвой были вынесены суровые приговоры. Их богатства конфискованы.
Марфу с сыном Федором и внуком Василием Федоровичем привезли в Москву. А затем их отправили в ссылку: Федор отправился в Муром, где и скончался в том же году. Судьба внука Василия и дочери Ксении неизвестна.
А вот относительно судьбы самой Марфы версии разошлись:
- версия первая гласит, что Марфу постригли с именем Мария в монастыре Нижнего Новгорода, где она и скончалась в 1503-м году;
- версия вторая, повествует о том, что Марфу просто ликвидировали, не довозя до Нижнего, в селе Млеве под Бежецком. Якобы в Млеве была найдена надгробная плита. Но эту версию опровергает даже Н. М. Карамзин, активно пересказывавший иные легенды.
Легенда о Соловецкой подделке
Эта легенда восходит корнями еще к тому времени, когда Марфа была всесильной и могущественной. Якобы, Соловецкий игумен Зосима, основатель обители, просил у Марфы разрешения на рыбную ловлю для монастыря в землях Новгородской республики, а Марфа, дескать, отказала.
Тогда преподобный Зосима предрек и поражение Новгорода и разгром всего дома Марфы. Марфа опомнилась, испугавшись, разрешение на ловлю выправила. Но историки скептически относятся к этому документу, считая его подделкой соловецких иноков, да и юридически Марфа, не исполняя должность посадника, такого документа подписать не имела права.
Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет