Игорь Иванович Сикорский родился в Киеве 6 июня 1889 года, знаменитый авиаконструктор, ученый, изобретатель.
В этой статье предлагаю рассмотреть несколько интересных фактов об этом человеке.
Дед и прадед Сикорского были православными священниками, Алексий Сикорский (дед) служил в храме в селе Антоновка, близ города Сквира Киевской губернии, в последствии Алексий стал настоятелем одного из киевских храмов.
Отец Сикорского, Иван, до поступления в университет учился в духовной семинарии, священником он не захотел, вместо этого он отучился на медика и сделал блестящую карьеру в медицине.
Дебют
Игорь Сикорский возглавил конструкторское бюро по созданию самолетов в возрасте 23 лет, будучи недоучившимся студентом Киевского политехнического института. Весной 1912 года он привез на Московскую воздухоплавательную выставку собственноручно разработанный и построенный самолет. Машина выиграла проводившиеся в рамках выставки соревнования летательных аппаратов и была награждена золотой медалью. Победителя заметил и пригласил на ужин председатель правления акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод» Михаил Шидловский, один из богатейших людей Российской Империи. «Руссо-Балт» как раз только что организовал в Петербурге самолетостроительное предприятие. За ужином юноша поделился с инвестором своими техническими идеями. Финансист решил рискнуть — предложил Игорю должность главного конструктора. И не прогадал. Так и не получив диплом, Сикорский переехал в столицу, где за год создал самолет-гигант «Русский витязь», первый многомоторный самолет в истории. Осмотревший машину император Николай II в благодарность подарил Сикорскому золотые часы.
«Илья Муромец»
После того, как «Русский витязь» случайно серьезно повредили на аэродроме, Сикорский не стал его восстанавливать, а перешел к созданию более совершенной модели. Самолет-гигант «Илья Муромец» стал легендарным и одним из самых известных его творений. В середине июня 1914 года экипаж Сикорского совершил на нем беспрецедентный для своего времени перелет из Петербурга в Киев и обратно. Рекордный перелет вдохновил правительство инициировать вопрос об организации первой в истории пассажирской авиалинии Петербург — Москва. Правда, из-за начавшейся войны реализовать тогда эту идею не удалось. А «Илья Муромец» стал прообразом не только всех современных пассажирских и транспортных самолетов, но и бомбардировщиков. На фронте «Муромцы» отличались исключительной надежностью. Их не сажали даже с горевшими моторами, а гасили огонь прямо в полете.
Побег
После большевистского переворота Игорь Сикорский был на волосок от смерти — чекисты внесли его в расстрельные списки как убежденного монархиста. Один из знакомых, служивший в ЧК, узнал об этом и предупредил авиаконструктора, что его придут арестовывать. При этом сообщил: жену и дочь тронуть не должны. Взяв паспорт и деньги, Сикорский сразу же отправился на вокзал и вскоре добрался до Мурманска, где находились английские войска. А оттуда уехал во Францию.
Композитор-инвестор
Переехав в США и не имея ни гроша, в 1923 году Сикорский основал авиационную фирму «Sikorsky Aero Engineering Corporation», где занял должность президента. А вице-президентом и инвестором стал гениальный композитор и пианист Сергей Рахманинов. Он выделил Игорю Ивановичу огромную по тем временам сумму – пять тысяч долларов. Позже, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.
Амфибия
Еще в России авиаконструктор занимался самолетами-амфибиями, способными взлетать с водной поверхности. В США такие самолеты оказались очень востребованы. Десятиместная амфибия S-38, которую Сикорский создал с единомышленниками, стала неимоверно популярной. А следующая, сорокаместная S-42 поразила самого конструктора. Когда Сикорский впервые увидел салон собранного самолета, то вспомнил, что именно такой салон приснился ему еще в возрасте 11 лет.
Амфибии Сикорского у США закупал СССР. Одна из них попала в знаменитую кинокомедию «Волга, Волга».
Шляпа
Как известно, свои машины Сикорский испытывал сам. За штурвал он садился в рубашке с галстуком и в шляпе, которую называл женским именем Федора. После нескольких аварий, в которых Игорь Иванович остался цел и невредим, за шляпой закрепилась репутация вещи, приносящей удачу. Сейчас эта шляпа хранится под прозрачным колпаком в рабочем кабинете Сикорского, превращенном в музей. Пилоты фирмы перед первым полетом приходят в музей, чтобы прикоснуться к шляпе — на счастье. Подобная традиция существует и в Киевском политехе, на территории которого стоит памятник Сикорскому со шляпой в руках. Перед экзаменами студенты приходят к памятнику, чтобы прикоснуться к легендарной шляпе.
VIP – вертолеты
Все президенты США выбирают вертолеты фирмы Сикорского. Вернее, выбирает группа экспертов, от инженеров и летчиков, до агентов ФБР. Их неизменный выбор – лучшее свидетельство надежности вертолетов.
В 1959 году в Америке гостил Никита Хрущев. Президент Эйзенхауэр предложил генсеку прокатиться на президентском вертолете, а когда Никита Сергеевич заинтересовался новинкой, то и пообещал подарить пару машин. Вертолеты были доставлены в СССР, их отправили в соответствующие конструкторские бюро. Вскоре появился очень похожий на вертолет Сикорского советский вертолет Ми-4. На нем Хрущев и летал.
Дом
Киевский особняк на Ярославовом Валу, в котором Игорь Иванович родился, вырос и конструировал свои первые машины, сохранился. Он принадлежит Министерству обороны Украины и долгие годы он находится в крайне запущенном состоянии. В 1989 году, когда в СССР приезжали сыновья Сикорского Сергей и Игорь, дом в срочном порядке отремонтировали и установили памятную доску. Кто и когда украл ее – неизвестно. Дом, который облюбовали бомжи, рушится на глазах. В 2000 году здание было передано на 49 лет в аренду Международному фонду “Музей авиации и воздухоплавания имени Сикорского”. Фонд обещал сделать в особняке музей, но до сих пор так и не сделал.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайки, подписывайтесь на канал Сила Истории.