Шарль ЛЕКОК (1832—1918) — французский композитор, Лекок получил солидное музыкальное образование, он учился в Парижской консерватории у известного композитора Галеви (автор известнейшей оперы «Дочь кардинала» и др.). К периоду второй империи — до поражения Франции в войне с Германией — относится лишь начальный период деятельности Лекока, как композитора оперетт.
По конкурсу, объявленному Оффенбахом, Шарль Лекок представил в 1857 году оперетту «Доктор Миракль», разделив первую премию с будущим автором оперы «Кармен» Ж. Бизе. По самому складу своего дарования, Шарль Лекок не мог добиться признания при второй империи. Тогда в моде было острое пародийное искусство Оффенбаха с его канканами, сатирической остротой, плакатной броскостью спектаклей и т. п. Уже в первых опереттах Лекок заявил себя, как композитор, стремящийся к лирическому бытовизму, к восстановлению на опереточной сцене традиций старой классической французской музыкальной комедии. Первый серьезный успех все же пришел к Лекоку после постановки его оперетты «Чайный цветок» в 1868 году.
Деятельность Лекока широко развернулась, начиная с 70-х годов. Им написано свыше пятидесяти оперетт, некоторые из них шли в СССР, пользуясь успехом у советской аудитории. При жизни Лекока пользовались успехом многие, ныне забытые оперетты (в основном позднейшего периода творчества), которых можно было бы назвать не один десяток: из них более других выделяется «Плутон» (1886) и др.
Произведения Лекока отличаются хорошей мелодической и гармонической фактурой, изяществом и отработанностью деталей, в них отчетливо выражен мягкий лиризм и добродушный юмор, стремление к занимательности интриги и комизму ситуаций, не переходящему в буффонаду. После Лекока искусство французской оперетты стало клониться к своему упадку.
Перу Лекока принадлежит ряд произведений для симфонического оркестра, четыре сборника фортепианных пьес, хоры и романсы.
Ференц ЭРКЕЛЬ (1810—1893) — венгерский композитор, пианист, педагог, дирижер, выдающийся общественный деятель. Основоположник венгерской оперной классики, Эркель родился в городе Дьюле.
С 1838 года Ференц Эркель был приглашен в Пешт, в театр национальной оперы на амплуа главного дирижера; этот театр был открыт в 1838 году, и на Эркеля пала главная тяжесть организационной работы: подбора кадров, репертуара и т. п. Конец 30-х годов явился для Венгрии периодом необычайного расцвета музыкальной жизни: громадным событием в жизни Пешта явилось прибытие туда Ференца Листа в 1839 году и ряд музыкальных празднеств в связи с листовскими концерта ми на его родине. В 1840 году была открыта консерватория в Пеште, где Эркель стал преподавать игру на фортепиано. Следующими этапными событиями в жизни Эркеля явились организация им Филармонического общества в 1853 году, затем создание при его руководящем участии Певческого общества в 1867 году и, наконец, создание в 1875 году Венгерской национальной музыкальной академии, во главе которой встали Ф. Лист в качестве президента и Эркель в качестве директора.
Но, разумеется, не только в либреттном содержании опер Ференца Эркеля таился их успех, ему содействовали и объективные музыкальные достоинства первых опер композитора, создававшего произведения, проникнутые народно-национальным характером музыки, наполненные запоминающимися мелодиями, правдиво раскрывающие внутреннюю жизнь героев, обладавшие силой эмоционального воздействия на зрителей, яркой сценичностью и динамизмом развития действия. Надо сказать, что операм последнего периода творчества композитора сопутствовал значительно меньший успех. О демократичности общих устремлении Эркеля свидетельствует и то, что его предпоследняя опера «Незаметные герои» (1880) была посвящена деятелям венгерской революции 1848 года — «гонведам», защитникам родины.
Историческая роль творческой деятельности Эркеля вполне соответствует тому уважению и любви, которой пользуется его имя в широких слоях венгерского народа; роль Эркеля в венгерской музыке такова же, в принципе, как роль Глинки в русской музыке, Грига в норвежской, Сибелиуса в финской, Сметаны в чешской.
В 1845 году Эркель создал музыку венгерского национального гимна. Кроме опер, Эркель написал ряд хоров, песен, фортепианных пьес, среди которых следует особо выделить фантазию для фортепиано на тему полюбившейся композитору трансильванской народной песни. Известно, что сам композитор высоко ценил это свое произведение и утверждал, что вместе с ним «родилась на свет наша венгерская музыка».
Винченцо БЕЛЛИНИ (1801—1835) — итальянский композитор, один из выдающихся представителей итальянского оперного искусства первой половины XIX века: его одиннадцать опер, созданные им за недолгую жизнь, внесли значительный вклад в развитие итальянской оперы. Уроженец Сицилии, Беллини учился в Неаполитанской консерватории, в которой затем преподавал композицию, но, вскоре, бросил педагогическую работу и отдался творчеству. Премьера первой его оперы состоялась в Неаполитанской консерватории.
В конце 20-х годов появились оперы Беллини, завоевавшие успех и прославившие имя их автора: это были «Пират» (1827) и «Чужестранка» (1829). Особенно была взволнована итальянская публика оперой «Капулети и Монтекки» (1830); ее сюжет слушатели воспринимали как осуждение розни между итальянскими семьями, как призыв к максимальному объединению страны, находившейся под гнетом Австрии, но еще не накопившей сил для открытого возмущения. Томлению итальянского общества отвечал романтический стиль музыки Беллини, в котором современники начали видеть выразителя своих настроении, чаяний и стремлений.
Чисто художественно-театральный успех сопровождал исполнение следующей оперы Беллини, быстро завоевавшего мировую славу: это была «Сомнамбула» (1831) с мелодраматическим сюжетом и прекрасной вокальной партией главной героини. Следующая опера, поставленная в том же году, явилась вершиной творчества и славы композитора. Написанная, казалось бы, на «отвлеченный» от современности исторический
сюжет, «Норма» была все же восторженно встречена итальянским обществом. В самом деле, содержание оперы посвящено восстанию древнего галльского племени друидов против римского владычества, действующие главные лица — верховная жрица друидов и римский полководец. И тем не менее в сюжете современники усматривали намек на австрийское владычество в Италии, драматические страницы оперы, до которых поднялся в «Норме» Беллини, возбуждали аудиторию; маршеобразные, подъемные хоры звучали призывом к действию, скорбная патетика музыки воспринималась как скорбь композитора о судьбах угнетенной родины. Представления «Нормы» вызывали патриотические демонстрации в оперном театре.