Композитным корпусом судна сегодня мало кого удивишь. Днищами и несущими конструкциями из углепластика могут похвастаться яхты, прогулочные пассажирские суда и даже боевые корабли. Давайте посмотрим, как именно изготавливается подобный корпус.
Когда-то основным конструкционным материалом в кораблестроении было дерево, потом сталь. Наряду с ней стал применяться алюминий и даже титан: самая быстрая подводная лодка в мире проекта 661 "Анчар" с корпусом из титана, построенная в СССР, развивала подводную скорость до 80 км/ч. XXI век ознаменовался активным использованием композитных материалов.
В России одним из признанных центров композитного судостроения является Средне-Невский судостроительный завод в Санкт-Петербурге. В настоящее время из углепластика здесь строятся пассажирские катамараны и корабли противоминной обороны (тральщики).
От других материалов композиты отличаются пониженной массой, более высоким ресурсом и сроком службы при более низких эксплуатационных расходах за счёт их высокой коррозийной стоимости. Именно на это делают ставку корабелы СНСЗ, предлагая в последнее время свои катамараны в южные страны.
Например, так выглядят силовые элементы композитного корпуса катамарана "Грифон" под снятой обшивкой.
Рассмотрим пример постройки военного корабля с корпусом из композитных материалов. На фото ниже виден корпус будущего минного тральщика проекта 12700 "Яков Баляев". Композитный корпус в данном случае ещё и оберегает корабль от магнитных мин.
Корпус корабля изготавливается методом вакуумной инфузии. За счёт вакуума состав подаётся в рабочую полость с уложенным армированным материалом.
Примечательно, что такой корпус заливается целиком, несмотря на внушительные размеры. Например, длина минного тральщика проекта 12700 составляет около 70 метров, высота – более 8 метров.
С изготовлением переборок ситуация несколько сложнее. Их приходится делать вручную. Буквально создавая слой за слоем. Такая кропотливая работа занимает много времени.
По данным корабелов, разработанная на СНСЗ технология позволяет создавать корпусные конструкции корабля водоизмещением до 1 тыс. тонн.
В результате получается вот такой красавец-корабль. От закладки до спуска на воду уходит чуть больше года. Затем ещё какое-то время потребуется на достройку, после чего корабль может быть передан заказчику.
Чтобы регулярно читать новые истории о технике, подписывайтесь на наш канал.