Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Дети кукурузы

В эпоху правления царя Никиты I искусство было прямолинейным и радостным – оно оказалось начисто лишено барочного пафоса и классической отточенности, характерной для предыдущего царствования. Больше того – вся эстетика Оттепели оказалась ярой противоположностью сталинской лепнине-балюстраде-колоннаде. На смену атлетичному лётчику и не менее античной девушке с веслом, пришли неказистые, но милые монтажники-высотники и деревенские девчата. Люди с улиц.

Кадр из фильма «Девушка без адреса».
Кадр из фильма «Девушка без адреса».

Поэтому неслучаен фрагмент из фильма «Девушка без адреса», где работники дома мод ищут …манекенщиц среди разнорабочих стройки. На смену эталону пришла узнаваемость и типичность. Известно, что сталинская культура была культурой столичного или крупного города. Точнее – Метрополиса. Причём, совершенно в духе Фрица Ланга, разве что обитатель Метрополиса по-советски одновременно пребывал сразу в двух «мирах/ипостасях» - по утрам тяжко вкалывал, а вечером – сидел в ложе или вальсировал в Парке Культуры.

Юрий Пименов. «Район завтрашнего дня». 1957 год.
Юрий Пименов. «Район завтрашнего дня». 1957 год.

Хрущёвская же цивилизация была окраинной, провинциальной, сосредоточенной в отдалённых новостройках и даже если в кадре возникали столичные жители, то у зрителя создавалось стойкое впечатление, что они имеют однозначно деревенские корни. Сталинское кино тщательно эстетизировало свинарок и пастухов, делая их похожими на пасторальных персонажей Галантного Века - те говорили стихами или просто высоким штилем. Было бы невозможно представить, что героини Марины Ладыниной (главной имперской колхозницы) могут позволить себе не то, чтобы жаргон, но и обычный деревенский говорок.

Кадр из фильма «Девчата».
Кадр из фильма «Девчата».

Хрущёвские «девчата», конечно, тоже разговаривали на хорошем литературном языке, но из их речей ушла утончённая патетика. Оттепельная культура – это нарочитый уход, сбегание от Большого Стиля. От архитектурных излишеств. К обыденности. Вместе с тем, появился и культ еды, пышной «урожайности», бескрайней хлебности. Кукурузности. Безусловно, и при Сталине везде вплетались колосья, а многочисленные трактористы (напоминающие, впрочем, римских патрициев) украшали все барельефы – от домов культуры до станций метрополитена. Колосья – да. Серпы – конечно.

Еда кулинарной книги. 1957 год.
Еда кулинарной книги. 1957 год.

Однако же культа стола не наблюдалось. Вы скажете – это нормально в послевоенных условиях 1950-х – радоваться столу. Но почему же тогда поздне-сталинская парадигма спокойно относилась к еде, несмотря на то, что сразу после войны её было ещё меньше? А вот вторая половина 1950-х – это многочисленные кулинарные книги – красиво и сочно оформленные. Крестьянская мечта о сытости и полноте. О полнокровной жизни. В кадре – протяжённые поля и - резвая колхозная запевка из радиоточки.

Кадр из фильма «Дело было в Пенькове».
Кадр из фильма «Дело было в Пенькове».

Счастье – в сытости и упитанности. Но!!! - и это важно - именно в те годы начался культ эстетского интеллектуализма - причём интеллектуализма закрытого, окружённого ореолом избранности. Отдельности. Потом это станет нормой - уже на творческих кухоньках Застоя. А что народ? Продолжим! Артист с аристократичным профилем – Вячеслав Тихонов в роли деревенского героя-любовника Матвея Морозова выглядит ещё более противоестественно, чем рафинированная модница Ладынина в ролях орденоносных свинарок. Потому что сталинские кино-свинарки говорили на языке салонов, балов и кафедр. Свинарке-реальной давали понять: ты тоже так сумеешь. Тебе это надо!

Лицо эпохи.
Лицо эпохи.

А Матвей Морозов в начале картины воплощал нарочитую и чарующую примитивность, которая казалась ещё более ужасающей рядом с городской брюнеткой Тонечкой. В сталинском кино всё сложилось бы иначе – Матвей выучился бы на инженера и уж точно женился бы на Тоне, а вредная и - одноклеточная! - Лариса осталась бы ни с чем. Но деревенская, окраинная мораль иная – Матвей обязан жениться на той, которую пару раз взял за руку, и как бы ни манила его городская принцесса, он и потом – из тюряги - возвращается не к ней. Королева бензоколонки больше не хочет идти к сияющим вершинам, как непременно сделала бы аналогическая героиня сталинского кино.

Кадр из фильма  «Весна на Заречной улице».
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице».

Если бы «Светлый путь» снимался в 1957 году, Таня Морозова остановилась бы на стадии ткачихи - героини труда. Орден – да. Но никаких полётов над Москвой на волшебном кабриолете. И красивый инженер полюбил бы её зачуханной, как полюбила гордая учительница (с лицом захолустной Грейс Келли) своего полуграмотного ученика-работягу. Правда, у всех этих героев ещё имеется шанс - они хотят учиться. Не блистать, но - развиваться. Оставаясь открытыми парнями и свойскими девчонками. (В фильмах эры Застоя этим людям вообще откажут в развитии!). Потому что счастье – оно – в кукурузе...

Зина Корзина (с)