Найти тему
Finfront

Трамп доконал Германию: экономика упала

Немецкая экономика в третьем квартале впервые за три года продемонстрировала падение, во многом связанное с сокращением производства автомобилей. Но более важная причина того, что Германия оказалась на пороге рецессии — торговая война с США:

https://www.zerohedge.com/news/2018-11-14/german-economy-shrinks-first-time-3-years-car-production-collapses

Таким образом, оправдался негативный прогноз экспертов Бундесбанка, которые предупредили о возможности снижения экономики в третьем квартале, после того как второй квартал показал хоть и положительный, но околонулевой рост.

Падение составило 0.2%. Если четвёртый квартал также будет отрицательным, это будет означать техническую рецессию.

Вслед за Германией, ослабление роста наблюдается и в еврозоне в целом — показатель пока положительный, но самый низкий с 2014 года. Дальнейшее падение темпов роста может заставить Европейский центральный банк (ЕЦБ) отказаться от намеченного на следующий год начала повышения базовых ставок.

Ещё до того, как США весной-летом развернули торговую войну против Китая, ЕС и других своих торговых партнёров, немецкая экономика начала замедляться, и в том числе начало падать производство автомобилей — главного немецкого экспортного товара.

Отчасти снижение выпуска авто в Германии связано со вводом новых, более жёстких требований по сокращению вредных выбросов. В сентябре с конвейеров немецких автозаводов сошло на 24% меньше машин, чем в тот месяц годом ранее. Оптимисты надеются, что когда будет завершён переход на новые стандарты, всё снова будет хорошо, и рост экономики восстановится.

Но поводов для пессимизма гораздо больше. Помимо торговой войны, в ходе которой США ввели повышенные таможенные пошлины на ряд немецких и европейских товаров, есть и огромные внутренние проблемы в ЕС, которые тянут экономику вниз.

В первую очередь, это кризис в Италии, который угрожает перерасти либо в долговую катастрофу, вроде греческой (только в несколько раз больше), либо и вовсе в развал Евросоюза, если итальянское правительство окончательно рассорится с Еврокомиссией и запустит Italexit. И то, и другое означает грандиозные потери для Германии (либо затраты на спасение Италии, либо убытки от разорения итальянских должников, либо потеря итальянского рынка).

Во вторую очередь, это Brexit — выход Британии из ЕС, намеченный на март 2019 года. Ожидание Брекзита уже успело охладить европейскую экономику, однако после самого события, которое рискует пойти по достаточно жёсткому сценарию, экономических проблем от разрыва связей с Великобританией может значительно прибавиться.

И вот, в довершение всего этого Германия сталкивается с уже введёнными тарифами и тарифными угрозами со стороны США. Дональд Трамп пока что отложил свои планы по таможенному опошлению немецкого автоэкспорта, но не отказался от этой идеи полностью.

Вопреки ударам судьбы, Бундесбанк и министерство экономики Германии пока что предсказывают в следующем квартале экономический рост. Они ссылаются на хороший спрос в еврозоне и на временный характер спада в немецком автопроме. Однако в тех же США и в Китае прогнозы по импорту немецких автомобилей скорее отрицательные, как по причине импортозамещения, так и из-за ожидаемого замедления роста в этих странах.

В некотором смысле Трамп может праздновать победу — рынок и экономика Германии начали серьёзно страдать из-за торговой войны.

Вряд ли этот успех добавит Трампу немецких симпатий, скорее наоборот.

Прошлые сокращения были быстро «развёрнуты» усилиями Меркель и общим ростом мировой экономики. На этот раз есть серьёзный риск, что всё пройдёт по другому сценарию. В нынешних условиях экономические проблемы в Германии быстро превратятся в экономический и политический кризис всего Евросоюза.