Найти тему

Как и от чего умер Петр I

21 ноября Петр первым в столице переехал по льду через Неву, вставшую лишь накануне. Эта его выходка показалась настолько опасной, что начальник береговой стражи Ганс Юрген хотел даже арестовать нарушителя, но император про­скакал мимо него на большой скорости и не об­ратил внимания на его угрозы.

20 декабря он участвовал в грандиозной по­пойке, устроенной по случаю избрания нового «князь-папы Всепьянейшего собора», а январь 1725 года начал особенно бурно, отгуляв на свадьбе своего денщика Василия Поспелова и на двух ассамблеях — у графа Толстого и вице- адмирала Корнелия Крюйса.

Особенно же поразил всех больной импе­ратор, когда 6 января, в мороз, прошел во главе Преображенского полка маршем по берегу Невы, затем спустился на лед и стоял в течение всей цер­ковной службы, пока святили Иордань, прорубь, вырубленную во льду. Все это привело к тому, что Петр сильно простудился, слег в постель и с 17 января стал испытывать страшные мучения. Эта болезнь оказалась последней в его жизни.

О диагнозе смертельной болезни Петра су­ществует несколько версий. Французский по­сол в России Кампредон сообщал в Париж: царь «призвал к себе одного итальянского доктора, приятеля моего (доктора Азарити — В. Б.), с ко­торым пожелал посоветоваться наедине». Далее Кампредон писал, что, со слов Азарити, «задержа­ние мочи является следствием застарелой вене­рической болезни, от которой в мочевом канале образовалось несколько небольших язв».

Лечившие Петра врачи-немцы братья Блюментросты были против хирургического вмешательства, а когда хирург-англичанин Горн операцию все же провел, то было уже поздно, и у Петра вскоре начался «антонов огонь», как в то время на Руси называли гангрену. Последовали судороги, сменявшиеся бредом и глубокими об­мороками. Последние десять суток если больной и приходил в сознание, то страшно кричал, ибо мучения его были ужасными.

-2

В краткие минуты облегчения Петр готовился к смерти и за последнюю неделю трижды при­чащался. Он велел выпустить из тюрьмы всех должников и покрыть их долги из своих сумм, приказал выпустить всех заключенных, кроме убийц и государственных преступников, и про­сил служить молебны о нем во всех церквах, не исключая и иноверческих храмов.

Екатерина сидела у его постели, не покидая умирающего ни на минуту. Петр умер 28 января 1725 года в начале шестого утра. Екатерина сама закрыла ему рот и глаза и, сделав это, вышла из маленькой комнатки-кабинета, или «конторки», как ее называли, в соседний зал, где ее ждали, чтобы провозгласить преемницей Петра.

-3

Относительно диагноза последней болез­ни Петра мнения расходятся. Автор фундамен­тального труда «История медицины в России» В. Рихтер считал, что Петр умер из-за воспаления, вызванного задержанием мочи, не говоря о том, что было причиной воспаления. Другой видный историк медицины, Н. Куприянов, полагал, что смерть Петра наступила от воспаления мочевого пузыря, перешедшего в гангрену, и от задержания урины.

И, наконец, небезынтересно и заключе­ние, сделанное в 1970 году группой московских венерологов, изучавших все сохранившиеся до­кументальные свидетельства о болезни и смерти Петра. Профессора Н. С. Смелов, А. А. Студницын, доктор медицинских наук Т. В. Васильева и кан­дидат медицинских наук О. И. Никонова пришли к заключению, что Петр «по-видимому, страдал злокачественным заболеванием предстательной железы или мочевого пузыря или мочекаменной болезнью», что и оказалось причиной его смерти.

Петр I умер, не оставив завещания. Наслед­никами престола могли считаться: во-первых, сын казненного Алексея — Петр, во-вторых, дочери Петра I и Екатерины — Анна и Елизавета, в-третьих, — племянницы Петра, дочери его старшего брата Ивана Алексеевича — Анна, Екатерина и Прасковья. Анна занимала в это вре­мя герцогский трон в Курляндии, Екатерина была герцогиней в Мекленбурге, а Прасковья жила в Москве, не будучи замужем. В-четвертых, — венчанная императорской короной Екатерина Атексеевна.

-4

Через три часа после смерти Петра в сосед­ней зале собрались сенаторы, члены Святейшего Синода и генералитет — генералы и адмиралы всех рангов и статские чины от действительных статских советников до канцлера. Они собра­лись по собственному почину, как только узнали о смерти императора. Однако когда все пришли в соседний с конторкой зал, там уже были офице­ры обоих гвардейских полков, стоявшие тесной группой в одном из углов зала.

Споры о праве на опустевший трон развер­нулись мгновенно. Каждый из сановников так или иначе выражал свои симпатии и антипа­тии, но офицеры хранили молчание. Когда же П. А. Толстой первым высказался в пользу импе­ратрицы, гвардейцы дружно его поддержали.

Противники Екатерины зароптали, но при­сутствовавший в зале подполковник Преоб­раженского полка Иван Бутурлин подошел к окну, толкнул раму и махнул рукой. Через распахнутое окно в зал донесся барабанный бой...

Этот аргумент, оказавшийся самым веским, перечеркнул все соображения сановников о преимуществах родства и права любого из воз­можных претендентов на трон. Немаловажным было и то, что вторым подполковником преображенцев был Светлейший князь и генералисси­мус всех Российских войск Александр Данилович Меншиков, в чьих симпатиях к Екатерине никто из присутствующих не сомневался.

...В полдень 10 марта 1725 года три пушечных выстрела известили о начале похорон импера­тора. Мимо выстроившихся вдоль берега Невы полков гроб Петра снесли по лестнице на набе­режную, и восьмерка лошадей, покрытых попо­нами из черного бархата, провезла гроб к при­чалам главной пристани, а оттуда на специально ведущий к Петропавловской крепости.

Первой за гробом шла теперь уже вдовствую­щая императрица Екатерина Алексеевна. С обе­их сторон ее поддерживали фельдмаршал и Светлейший князь Меншиков и Великий канц­лер, граф Головкин.

Следом за ними шли дочери Петра и Екатерины — семнадцатилетняя Анна и пятнадца­тилетняя Елизавета, затем племянницы Петра — царевна Прасковья Ивановна и Мекленбургская герцогиня Екатерина Ивановна, а за ними — род­ственники по матери покойного — Нарышкины. Вместе с ними шел девятилетний внук покойно­го, сын казненного Алексея — Петр и жених Анны Петровны, Голштинский герцог Карл-Фридрих.

Гроб Петра поставили в Петропавловском со­боре, который тогда еще строили, и он стоял там непогребенным шесть лет. И только после этого гроб с телом покойного предали земле...

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал "ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц