Найти тему
Бурмистр.ру

Справка УО – основание для перерасчета?!

Нет, пожалуй, ни одной управляющей организации, которая бы не сталкивалась с просьбами потребителей о произведении перерасчета в связи с временным отсутствием в занимаемом жилом помещении (далее - перерасчет).

Не так давно мы делали обзор о возможности произведения перерасчета при соблюдении условия о подтверждении технической невозможности установки прибора учета.

В данной статье мы рассмотрим вопрос о том, какие документы будут являться достаточным основанием для произведения перерасчета.

Подробный порядок действий при осуществлении изложен в разделе VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354 (далее – Правила № 354).

В силу ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее – Правила 354), в разделе VIII которых изложен подробный порядок действий при осуществлении перерасчета.

Исходя из п. 93 Правил 354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете кроме документов, перечисленных в данном пункте, могут прилагаться иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

Верховный Суд РФ в решении от 11.06.2013 № АКПИ13-205 сделал вывод о том, что указанная норма не вызывает неопределенности, поскольку Правительство Российской Федерации, предусматривая в подпункте «к» пункта 93 Правил № 354 и иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность его временного отсутствия в жилом помещении, не вышло за пределы правового регулирования, установленного частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации. Оспариваемый подпункт фактически закрепляет необходимость предоставления потребителями таких сведений, которые должны подтверждать обстоятельства, с которыми закон связывает возможность перерасчета платежей за период их временного отсутствия.

Таким образом, перечень документов, подтверждающих временное отсутствие потребителей, является открытым, и потребитель вправе предоставить любой документ, который, по его мнению, подтверждает факт и продолжительность временного отсутствия в жилом помещении.

Но все ли здесь так очевидно?! Если собственник представил справку из управляющей организации, обслуживающей другой МКД, в котором он проживал и оплачивал там коммунальные услуги, будет ли являться данная справка документом, в полной мере подтверждающим временное отсутствие?

По мнению потребителя – безусловно, да. А с точки зрения управляющей организации – не факт.

Приведенные в п. 93 Правил 354 документы, в том числе и такие как, например, документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания, могут однозначно свидетельствовать о нахождении гражданина в другом месте в спорный период.

В то время как сама по себе справка о фактическом проживании граждан по определенному адресу и оплате коммунальных услуг, выданная сотрудником управляющей организации не выходя из кабинета офиса, не может достоверно свидетельствовать о фактическом пребывании гражданина именно по этому адресу.

К сожалению, судебной практики по данному вопросу не так много…

Тем не менее, Железнодорожный районный суд г. Екатеринбурга в решении от 16.01.2015г. указал на то, что управляющая компания правомерно отказалась производить перерасчет платы за коммунальные услуги только на основании представленного акта.

Судебная коллегия Свердловского областного суда в апелляционном определении от 10.04.2015 по делу № 33-4869/2015 согласилась с указанным выводом суда первой инстанции. Однако, в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в материалах дела (свидетельскими показаниями, ответом организации на судебный запрос) акт о проживании был принят в качестве доказательства проживания по другому адресу.

Но в рамках данного дела в качестве доказательств, подтверждающих временное проживание потребителя, хотя бы рассматривался акт, составление которого предусмотрено п. п. 56, 56 (1) Правил 354, где временно проживающим в жилом помещении потребителем считается фактически проживающий в этом жилом помещении потребитель более 5 дней подряд.

Безусловно, суды будут оценивать доказательства исключительно по своему внутреннему убеждению. Однако, в случае судебного разбирательства и убедительного юриста в штате управляющей организации вполне возможно отстоять позицию о правомерности действий УО, выразившихся в отказе произведения перерасчета за временное отсутствие только на основании справки, выданной иной управляющей организацией по другому адресу, где «якобы фактически» проживал потребитель.

Кроме того, стоит также отметить, что у граждан существует обязанность оформить временную регистрацию в случае прибытия гражданина РФ для временного проживания в жилое помещение, не являющееся местом его жительства, на срок более чем 90 дней в соответствиями с положениями Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713 (Правила № 713).

В силу п. 12 Правил № 713 органы регистрационного учета регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.

При этом, документами, дающими гражданину основания для временного проживания в жилом помещении являются договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение (п. 9 Правил № 713).

Соответственно, официальным документом, подтверждающим временное проживание гражданина по месту пребывания на территории РФ, будет являться свидетельство о регистрации, а не справка о проживании от иной управляющей организации.

Компания «Бурмистр.ру» предлагает своим клиентам юридическое обслуживание. Вся информация о сервисе по ссылке

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или воспользоваться формой ниже.