Все ли знают, что аж до 1997 года корабли Черноморского флота поднимали по утрам советский Военно-морской флаг? Так что именно Черноморский флот можно считать последней территорией СССР.
И, кстати, видимо, в благодарность за стойкость, теперь из его названия убрано слово Краснознамённый. Поскольку орден Красного Знамени, которым флот был награждён за свои заслуги, был таки советским, а память об этом надо тихой сапой вытравлять из памяти.
В Москве и Киеве уже реяли новые символы государственности и шла делёжка советского наследства. Новые государства подходили к вопросу без лишней замысловатости - по барабану, что раньше тут была, скажем дикая степь и всё на ней построено трудами всей общей страны, а в основном России, конечно, да и сама эта территория отрезана от России щедрой рукой интернационалистов. А теперь, всё, что на ней есть - наше.
Так оно и шло, пока эта коса не налетела на твёрдый камешек КЧФ. И благодаря стойкости командующего флота И.В. Касатонова и оставшихся верными присяге офицеров и матросов в итоге основная часть флота осталась российской.
Хотя перевёртыши и были. Я ушёл в запас 17 апреля 1992 года и на моём удостоверении офицера запаса красуется советский герб. А к тому времени небольшая часть офицеров нашего Управления уже приняли украинскую присягу и спешно делили новые должности во вновь создаваемых структурах украинских ВМС. Перспективы казались им радужными.
Но что такое флот без кораблей? Несколько удалось угнать в Одессу, были попытки наложить лапу и на стоявшие в Севастополе. Так, вечером 13 марта 1992 года помощник командира подводной лодки Б-871 по работе с личным составом (всё тот же замполит, верный ленинец) капитан-лейтенант Петренко собрал всех матросов команды-украинцев и отвёл их на лодку. Отдав им приказание "Команде вниз!" он сигналом ракеты вызвал с противополодного берега бухты капитана 1 ранга Лупакова, прямо приключенческий фильм какой-то:) По общекорабельной связи был зачитан текст украинской присяги и дана команда ставить подписи под заготовленным уже бланком. Подписались пять бывших на корабле офицеров и матрос со славной фамилией Махно.
А стоявшие на вахте моторист М.Абдулин и трюмный А.Заяц задраились в 4-м отсеке и потребовали вызвать командира или старпома, угрожая выключить вентиляцию аккумуляторной батареи и тем спровоцировать взрыв газовой смеси. В это время возвращавшиеся с ужина матросы-неукраинцы спросили старпома - а нам что делать? Старпом И.Ф.Леухин немедленно отправился на лодку. Поняв, что там происходит, хотел доложить командованию, но Лупаков, по должности зам. командира дивизии ПЛ , не дал ему это сделать.
Тогда старпом, предварительно связавшись с командованием по береговому телефону, объявил учебную тревогу по кораблю. Экипаж выполнил его команды, никто из матросов переприсягать не стал. После прибытия на пирс командира, экипаж был построен и Лупаков, будучи старшим начальником, продолжил агитировать за принятие новой присяги.
Командир приказал выйти из строя принявших присягу. Петренко начал кричать, чтобы моряки не делали этого, ибо "фашисты" в лице командования расправятся с ними. Когда к месту событий подошёл комбриг, Лупаков прыгнул в катер и ретировался.
На лодке создалась нездоровая ситуация, матросы называли переприсягнувших предателями, отказывались выполнять их команды и собирались "разобраться" с ними. На лодке служили 29 русских, 26 украинцев, (но ещё тех, не нюхавших бандеровской закваски), по два узбека и белоруса, один еврей и по одному татарину и башкиру. Командованию с трудом удалось нивелировать создашуюся ситуацию.
Нова ли ситуция с разделом Черноморского флота? Отнюдь. Такая проблема вставала ещё в ноябре 1917 года. Тогда на заседании 1го Общечерноморского флотского съезда была принята резолюция: ...ввиду острого конфликта между командами Черноморского флота, возникшего из-за поднятия украинского флага, команда Черноморского флотского экипажа постановила: как Андреевский, так и украинский флаги спустить и поднять один всенациональный революционный флаг без надписи.
Было принято решение дождаться организованного раздела. Тем же путём пошли и в наше время.
3 августа 1992 года Россия и Украина заключили Соглашение о принципах формирования ВМФ РФ и ВМС Украины на базе Черноморского флота бывшего СССР. Было принято решение что на переходный период с 1 октября 1992 года "до 1995 года включительно" "корабли и суда Черноморского флота в качестве основного (кормового) военно-морского флага несут Военно-морской флаг Черноморского флота". Описание этого флага содержалось в Приложении к указанному Соглашению:
"Военно-морской флаг Черноморского флота представляет собой белое полотнище с голубой полосой, идущей вдоль нижней кромки флага. Размеры флага: отношение ширины флага к его длине - один к полтора; ширина голубой полосы равна 1/6 ширины флага".
Вот такой:
Я перед написанием этой статьи позвонил однокашнику, ставшему капитаном 1 ранга и служившему на 5 лет дольше меня - поднимали ли над кораблями этот ублюдочный флаг? Он заверил меня, что ничего подобного не было и советский флаг развевался над черноморскими кораблями России вплоть до подъёма Андреевского в 1997 году.
А матросы Марат Нигаматович Абдулов и Анатолий Николаевич Заяц за готовность отдать свои жизни и за верность присяге Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 года награждены медалями Ушакова, редкой и красивой наградой:
Подводная лодка на заглавном снимке неспроста. Это небезызвестная лодка "Запорожье", бывшая Б-435. В своё время несла боевую службу в Атлантике, Средиземном море, в Баренцовом. Побывала на Кубе, в Марокко, Сирии. При разделе флота была передана в ВМС Украины.
На этом её дальние походы закончились. Нехватка средств, комплектующих и т.п. Несколько раз вышла в море, а в основном простояла у причала. Являлась единственной в мире лодкой 641 проекта, остававшейся в эксплуатации. Послее воссоединения Крыма с Россией часть экипажа убыла на Украину, часть выразила желание служить во флоте РФ. Российский флаг хотя и был поднят над ней, но в состав ЧФ она так и не была включена. Неплохо бы сохранить её как музей.