Найти тему

Дешёвая обувь лидирует в инновациях.

Обувщики особо никогда не были законодателями моды в устройстве магазинов. Одежда, FMCG всегда лидировали в этой компетенции. С одной стороны, это довольно легко объяснить. В отличии от одежды обувь имеет очень ограниченный набор инструментов visual merchandising (VM). Одежду можно сложить стопками, повесить фронтально, одеть на манекен, разложить на столах, разместить на вешалах и т.п. Даже само по себе разнообразие одежды даёт возможность сделать немонотонное торговое пространство. С обувью всё сложнее, для выкладки подходит только горизонтальная поверхность, выкладка получается довольно скучная особенно мужской обуви – текут бесконечные реки черной обуви, либо наоборот слишком пёстрой - в женской, короче, одна морока.

И вот тут DSW shoes – эконом сегмент обуви – открыл довольно любопытный магазин в августе. Я уверен, что профессионалы из обувного рынка @Павлов Андрей, @Анна Мотыска и другие уже знают о нём.

Я всегда с большой осторожностью отношусь к слишком навороченным магазинам, потому что сочинить можно многое и сделать тоже можно немало, но часто клиент не готов к резкой смене модели потребления, да и решения такие не всегда дешёвые. Здесь, прямо, тот случай, когда от обычного магазина резко перешли к абсолютно другой модели, фактически к вендингу. Из магазина сделали огромный автомат по продаже обуви.

-2

И назвали его креативно Shoevator на русский можно затолмачить, наверное, так «Обуватор». Я бы и не стал на этом останавливаться, если бы эта компания не продолжила бы свои эксперименты.

Начнём с предпосылки.

Зачем нужен был вендинг? При помощи этого решения сократили площадь магазина. Понятное дело, если у тебя сделано так, что ты выбираешь обувь на мониторе или через мобильное приложение на телефоне, а выбранная модель по транспортёрам попадет тебе в руки, то большого помещения не нужно, всё на складе и оттуда всё летит прямо в руки покупателю. Сказка!

Если ещё пять лет назад все резко начали увеличивать площади магазинов, то сейчас пошёл абсолютно обратный тренд - на урезание магазинов, причём этот тренд характерен для всех категорий товаров, от FMCG до как, мы видим, обуви и даже мебели, последние открытия магазинов IKEA с форматом в 300 м2 говорят, что есть в этом потребность. Резон понятен, сейчас технологии позволяют продавать с одного квадратного метра больше, чем раньше и поэтому не имеет смысла делать большие форматы. Кстати, это основная характеристика Магазина 4.0 https://new-retail.ru/tehnologii/magazin_pokoleniya_4_0_kakoy_on1693/ , задействование большого количества технологий для интенсификации продаж в офлайн точке.

Итак, вывод: смысл такого концепта понятен - хотели сократить площади, но реализация не бесспорная. Время покажет.

Но ребята пошли дальше, несмотря на ситуацию в американской рознице. Если у нас на рынке легкие волнения в смысле банкротств, то на американском рынке, просто штормит, магазины пачками уходят в небытие, сейчас предрекают скорый конец Sears, одной из старейших сетей, с огромным количеством больших локаций, основанной 132 года назад, в 1886 году. Это одна из старейших компаний в мире. Что уж тут говорить о бизнесе существенно более молодом, первый магазин DSW shoes был открыт в 1991 году, за это время они открыли 500 магазинов. Смерть своей косой по головам ритейлеров так и гуляет, успевай только пригибаться, а они экспериментируют. Молодцы - не сдаются.

Следующий шаг, который они сделали – это подселение на свои площади. Это ещё один тренд, который назревает в связи с сокращением площадей. Если новый магазин вы сразу сможете открыть в меньшем размере то, что делать с уже открытыми магазинами? Вот, тот случай, когда правильные соседи «разгружают» ваш бизнес от излишних трат на аренду и являются хорошим дополнением. DSW shoes выбрали соседом маникюрный салон. Оказалось, идея сразу выстрелила, и они собираются её тиражировать. Ещё они экспериментируют с более очевидными соседями: ремонт обуви, изготовление индивидуальных стелек. Этот тренд тоже заложен в концепции Магазина 4.0 https://new-retail.ru/tehnologii/magazin_pokoleniya_4_0_kakoy_on1693/ .

-3

Второй вывод: сокращение площадей магазинов нужно делать с умом. На нём можно ещё и заработать. Сейчас появились новые потенциальные трафикогенерирующие арендаторы, которых раньше не было. Стоит обратить внимание на них.

И последняя история.

Всё это точно оздоровит ритейл: новые технологии, увеличение продаж с квадратного метра, сокращение площадей, если бы не одно «но». Магазины в большинстве случаев находятся в торговых комплексах. Количество арендаторов в них не увеличивается, а существующие арендаторы начали сокращать размеры своих магазинов. Вопрос: как это скажется на ТЦ? Возможно, в ТЦ начнут расти вакантные площади, и будет приветливая улыбка девелопера, в которой будут зиять пустоты не занятых пространств. Такая щербатая улыбка Овечкина.

-4

Покупатель не любит, когда есть много вакантных площадей. Что делать в этом случае? Пора переходить на Торговые центры 4.0 @Михаил Петров всё знает об этом.

Автор Борис Агатов,

Независимый эксперт по внедрению инноваций в ритейле, автор концепции "Магазин 4.0"

От автора: «Провожу корпоративные семинары по теме: "Как открыть Магазин 4.0 без ошибок"

Создаю стратегию магазина 4.0, консультирую, помогаю разобраться в новых технологиях для ритейла, сравнить аналоги и выбрать оптимальный вариант для вашего бизнеса и дать новый импульс развития вашей компании при помощи новых технологий.

Связывайтесь через Facebook:

Больше информации здесь https://www.facebook.com/boris.agatov