Удивительно, но самые красивые деревни России, и даже Земли, уже посчитаны и входят в Ассоциацию, как какие-нибудь стоматологи. В России 44 поселения «самые» и Ошевенский Погост одно из них. Здесь есть все для развития этнотуризма: деревянная церковь конца XVIII века с колокольней и «небом» (это оригинальный вид храмовой росписи, традиционный для Архангельской области), деревянная часовня, тоже с «небом», но оно сейчас в Каргапольском музее, есть настоящие жилые избы с росписью, бани, которые топят по-черному. Дорога в село и то вполне аутентичная, особенно весной и осенью легко проникнуться жизнью русского севера.
Кроме архитектуры и природы, чтобы стать «самой красивой», деревня должна уметь привечать гостей – ремесла, традиционные праздники, кулинария, события и прочее. Все это тоже здесь имеется, одним словом must see.
Но самая изюминка деревни - каменный Александро-Ошевенский монастырь - единственный сохранившийся в районе, очень атмосферный, хотя и сильно разрушенный. Обитель основана в 1460-е годы, а каменные строения более поздние, XVIII века.
Основателем монастыря был достаточно известный северный святой Александр Ошевенский. Его собственная история, описанная в житии, достаточно обычная для святого. Был желанным ребенком, с детства начал духовно расти не по дням, а по часам. Вместо женитьбы оказался в Кирилло-Белозерском монастыре, потом захотел уединения и основал собственный монастырь. Там жил, не щадя себя, затем умер как светлый человек, и все о нем плакали. А над могилой его совершались исцеления и чудеса, поэтому, собственно, он и святой.
Гораздо более неординарная жизнь сложилась у его отца, Никифора Ошевеня. Он и жена его были людьми благочестивыми, верующими, многодетными, но в какой-то момент дети перестали появляться. Им бы успокоиться – и сыновья и дочери есть, но нет, очень хотелось еще маленького. Вымолили у Бога, и вот, явились матери Богородица и святой Кирилл и пообещали, что будет ребенок, да еще какой замечательный. Когда обещанный мальчик родился, родители назвали его Алексием.
В принципе, с младшим сыном не так уж много было проблем – работящий, услужливый, ласковый, но уж очень духовно ретивый. И зимой, и летом в церкви каждый день, есть отказывался нормально – постился. Одевался не пойми во что – холод и жару презирал, тело умерщвлял.
Алексий подрос, ему родители невесту подобрали, надеялись, что будет им опора в старости, так нет, молодой человек ушел в Кирилло-Белозерский монастырь. Очень ему хотелось приложиться к раке святого, который предсказал его рождение. И, ожидаемо, там и остался в послушниках.
Отец его Никифор, выждал какое-то время и пошел сына из монастыря забирать. Однако в обители ему понравилось – приняли его там по чести, потому что Алексий ходил во всеобщих любимцах, да и сын был там явно на месте. Отец смирился, они «восплакали», да расстались мирно.
Никифор через некоторое время перевез свою семью на речку Чурьегу и основал собственную слободу, которую назвали Ошевенской – то есть мы понимаем, что местность названа так сейчас не по святому, а по его отцу. Это было связано с определенными сложностями, в том числе и административного характера, но Никифор их все решил.
Тем временем Алексий, его любимый сын, постригся, стал Александром, получил сан священника и приехал на побывку домой, где рассказал родителям о своих планах найти место уединенное и желательно без удобств. Никифор этот порыв немедленно возглавил и уговорил будущего святого уединиться недалеко от семьи, буквально через речку. И помощь в строительстве пообещал.
Место Александру понравилось, он отпросился из Кирилло-Белозерского монастыря и в сопровождении инока пришел строить свою уединенную обитель. Инок очень скоро сломался и ушел назад, а родственники помогли Александру все устроить и построить, как положено.
Сперва монастырь был деревянный, при нем огород, скотина, оградка – работать приходилось очень много, Александр трудился подчас в одиночестве – остальным же нужно было еще своим хозяйством заниматься. Позже появилась и братия, и паломники, и дары богатых людей, и государева поддержка. Посмотреть на то, каким монастырь был деревянным, можно на иконах Александра Ошевенского.
Кстати, с семейством у Александра не все так уж гладко складывалось. Случился конфликт с братьями из-за того, что он сподвиг своих племянников принять монашество, а те постриглись, не спросив отцов. Один из братьев, Амвросий, грозился разорить обитель и вернуть сына в семью. Но ничего, как-то все уладилось.
Преподобный Александр умер, когда ему было 52 года, похоронили его в монастыре, который он построил с родителями, и могила его до сих пор доступна для поклонения. А вот где похоронен его прекрасный, сильный духом отец Никифор Ошевень, неизвестно.
Сейчас монастырь потихоньку возрождается, там живет несколько человек, приезжают трудники и помощники. Но до процветания еще очень далеко, и сильно мешает статус памятника архитектуры федерального значения – все можно только восстанавливать, по определенным технологиям, а на это денег нет.