Кто выведен в образе Пьеро, Дуремара, Мальвины и Арлекина?
Как мы уже писали, существует весьма убедительная версия литературоведов о том, что сказка "Золотой ключик" является сатирой на современников ее автора Алексея Толстого. В частности, в образе Карабаса Барабаса он выводит театрального режиссера Всеволода Мейерхольда.
Ссылку на нашу заметку, где изложена эта версия и приведены аргументы, мы разместим в конце. А сейчас расскажем, кто еще из приятелей и противников Буратино, по мнению критиков, имеет реальные прототипы среди российских и советских деятелей искусства.
Начнем с Пьеро.
Впервые в сказке грустная кукла с выбеленным лицом появляется в качестве участника небольшой пьески о сбежавшей невесте. Потом выясняется, что Пьеро пишет стихи и вообще очень романтичная натура. Если это пародия на Александра Блока, то весьма жестокая.
Но надо признать, что аналогии вполне ощутимы. Вся разыгранная сценка усиленно отсылает взрослого читателя к мистической пьесе Блока "Балаганчик" 1906 года, центральный персонаж которой как раз Пьеро.
Зацепившись за этот факт, критики раскручивают клубок дальше и предлагают подставить на место Мальвины жену Блока Любовь Менделееву, а на место Арлекина - Андрея Белого, сложные взаимоотношения между которыми и стали поводом для представления этой троицы в виде кукол в "Золотом ключике".
Правда, есть и другая версия, согласно которой Мальвина - это любовница Горького актриса Мария Андреева. Причем тут Горький? Притом, что именно его предлагается считать прототипом Буратино. В качестве доказательства приводится тот факт, что в самый драматичный момент Буратино забрался на "итальянскую сосну". Примерно как Горький после Революции эмигрировал на итальянский остров Капри.
Честно говоря, в этом варианте все притянуто за уши, поэтому мы его оставили просто для полноты картины.
А вот, что действительно напоминает истину, так это прототип Дуремара. Правая рука Карабаса Барабаса в реальной жизни в точности соответствует правой руке Всеволода Мейерхольда. А если конкретно, то его помощнику Соловьеву, имевшему псевдоним Вольдемар Люсциниус. Нетрудно догадаться, как из Вольдемара мог получиться Дуремар.
А вы что думаете обо всех этих предположениях?
И, как обещали, даем ссылку на статью о Карабасе и Мейерхольде: "Сказка про Буратино - это злая сатира?"
_________________________________
Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей!
А еще нас есть группа ВК: https://vk.com/litinteres Кстати, там новые материалы появляются раньше!