Найти тему

Погоня за самооценкой

Сегодня разговор пойдет о самооценке: о том, как это бывает и что говорят нам научные исследования.

Кому не знакомо выражение “себя хвалить нельзя?” Думаю, что все его слышали. В нашей культуре не принято хвалить себя за что либо. Большинству людей привычнее себя обесценивать. Например, вместо того, чтобы гордиться полученным образованием привычнее сказать: “да это ерунда, что я закончил этот вуз. это же не МГУ/ Гарвард/ Кембридж”. Присвоить себе достижение может быть стыдно, неудобно, непривычно.

Вместе с тем, согласно данным психологических исследований, низкая самооценка коррелирует с депрессией, расстройствами пищевого поведения и другими индикаторами проблем с психическим самочувствием. Низкая самооценка также является одним из факторов, объясняющих агрессивное поведение, плохие оценки в учебе, потребление наркотических веществ, подростковую беременность и проблемы в брачных отношениях (Crocker, 2004; Mecca, 1989).

Но что такое эта самооценка и от чего она зависит? Следующий факт не всегда осознается людьми, но от этого не перестает на них влиять (можно думать “это не про меня”, но что с реальными поступками?): для многих людей их ценность определяется тем, как их оценивают, чего они достигают, получают ли они признание. И здесь есть ловушка: если моя ценность и самочувствие зависит от всего этого, то психика начинает “погоню за самооценкой”. И это влияет на то, как мы проводим время: к чему стремимся и чего избегаем.

Казалось бы, это может быть полезно: мы хотим высокую самооценку, поэтому что-то начинаем делать и достигаем профессиональных высот. Не тут то было! Многолетние исследования показали, что для сохранения самооценки люди склонны избегать информации о своих ошибках, слабостях и недостатках, а также не использовать обратную связь в процессе учебы (Blaine, 1993, Dwecl, 1986). Но как можно учиться и двигаться дальше, если сложно посмотреть на свои проблемы и зоны роста? Результаты и достижения напрямую зависят от навыка слышать фидбэк. Еще страх того, что что-то не получится и это негативно повлияет на самооценку может останавливать людей в самом прямом смысле: они не идут учиться, не начинают собственное дело, не решаются попробовать что-то новое в своей жизни. Тот самый пресловутый “выход из зоны комфорта”.

“Погоня за самооценкой” может влиять и на отношения: люди могут избегать других из-за того, что какие-то действия, порой неосознанные, подтачивают их самооценку. Да и вообще, может лучше не надо этих отношений? Они, ведь могут закончиться, а это будет значить “что я какой-то не такой”… Помимо этого, порой самооценка может регулироваться за счет других людей. Если, к примеру, моя ценность зависит от того, что я “самый лучший” в чем-то, то другие профессионалы могут ей угрожать своим существованием. И тогда почему бы не доказать, что они “хуже, чем я”. А это может вызвать ответную реакцию: “Нет, это ты хуже”. Хочется ли при этом уже каких-то отношений? Пожалуй, нет.

Что же делать? Обобщая свой профессиональный опыт и рекомендации Crocker и Park (2004) получилось вот что:

  • Встречаться с эмоциями, чтобы понять, что за ними и откуда это. Например: почему мне так невыносимо в этой ситуации и хочется сбежать? Это первый шаг: встретиться с проблемой и признать ее.
  • Разбираться с внутренними демонами. Например: Кто этот критик и что ему нужно? На кого он похож? Почему мне важно сохранять его?
  • Учиться себя поддерживать. Например: Я это сделал/а и я молодец/умница!
  • Находить свою ценность не во внешней оценке, а в своих человеческих качествах, принципах. Например: какой я человек? какой я профессионал? что я о себе знаю? какие у меня сильные стороны?
  • Менять то, на чем основывается самооценка. Например: ценить себя просто потому, что я есть, чувствую, дышу.
  • Сдвигать фокус с того, какой “я”, на то, что я делаю для мира и других. С того, чтобы брать на то, чтобы давать.

подробнее об авторе на сайте:

https://zizevskaia.wixsite.com/psychology

Фото: Екатерина Зизевская

Были использованы материалы следующих научный статей:

Blaine, B., & Crocker, J. (1993). Self-esteem and self-serving biases in reactions to positive and negative events: An integrative review. In R. F. Baumeister (Ed.), Self-esteem: The puzzle of low self-regard (pp. 55–85). Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Crocker, J., & Park, L. E. (2004, May). The costly pursuit of self-esteem. Psychological Bulletin. https://doi.org/10.1037/0033-2909.130.3.392

Dweck, C. (1986). Motivational processes affecting learning. American Psychologist, 41, 1040–1048.

Pyszczynski, T., Solomon, S., Greenberg, J., Arndt, J., & Schimel, J. (2004, May). Why do people need self-esteem? A theoretical and empirical review. Psychological Bulletin. https://doi.org/10.1007/11759966_7

© 2018 Екатерина Зизевская. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник