Шок спектакль с лучшим Лукой, которого я только видела. Так отозвалась о новой работе театра "Понедельник выходной" знакомая критикесса.
Я согласна с ней. Это точно шоковый спектакль.
Первый шок. Зрителей вывозят на арендованных автобусах в заброшенную котельную, где сама атмосфера уже пугает.
Второй шок. Удобства для зрителей здесь не предусмотрены. Это я про туалет.
Третий шок. Ты находишься внутри действия. Ты практически участник.
Через твою голову лезут за кальсонами, что висят здесь же на трубах, роняют на тебя "труп", отвечают на твои реплики.
Четвертый шок. Актеры в полном смысле вживаются в свои роли, превращаясь в ничтожество, в тех самых подонков, то есть людей, вызывающих отвращение и презрение.
Пятый шок. Очень много смертей, крови. Что совсем не как у Горького.
Хотя по режиссерскому замыслу это понятно. Если у Горького было на дне жизни. То здесь это уже её полный осадок. Песен уже нет, веселья нет, есть безысходность и как итог - смерть.
Все спектакли я сейчас смотрю с мыслью: "Хотела бы я, чтобы его посмотрела моя внучка? Что она может извлечь из него с пользой для собственной жизни. Что она поймет? Станет ли постановка тем откровением, инсайтом, который сделает ее лучше?"
Я всегда готовлюсь к нашим общим походам, то есть перечитываю либретто, если это балет, узнаю о времени, композиторе и так далее.
Перед походом в театр в этот раз я также перечитала "На дне" Горького. Я была отличницей, потому помню школьную трактовку образа Луки, как "позвавшего, но не указавшего путь".
Кстати, старику Луке всего 60 лет:-)
Сатин, его рассуждения о человеке, смысле жизни и его фраза "Человек - это звучит гордо" - рассматривались в моей школе как призыв к действию, изменениям. То есть его словами говорил сам Горький. А Лука - обманщик.
Что мы видим в "Подонках"? Странный молодой человек, которого все бьют, который гундосит и странно растягивает слова, наши школьные крылатые фразы в его исполнении вызывают иронию и усмешку, потому что говорит их один из самых ничтожнейших и жалких персонажей.
Потому никакого призыва к действию тут нет. Здесь просто издевательство и шутовство.
Зато Лука прекрасен. Он душевный, мудрый, понимающий, поддерживающий, обещающий, он - защитник.
По замыслу режиссера это он убивает разбитой бутылкой хозяина, заступаясь за Наташу. Это Лука уходит с окровавленной бутылкой. А не Васька Пепел с окровавленным ножом. Потом старик исчезает.
То есть акценты в новосибирском спектакле смещены.
Получается, что говорит и действует именно Лука.
Я не знаю, что задумывал Сергей Дроздов, который поставил этот спектакль. Может, это лишь мои домыслы.
И в конце умирают все.
Итог.
Спектакль явно не для внучки. Да ценз там стоит 18+. Можно идти со старшеклассниками. С подготовленными к просмотру. Эти подонки никуда не делись. Не исчезли. Подобные люди есть среди нас. Вот только как на это реагировать? Как Лука? Или просто делать вид, что это не с нами и не про нас? Лаврентий Сорокин в образе Луки был очень убедителен. Подобные люди нуждаются в жалости и поддержке. Это как раз то, чего им не хватает.
Однако, выводы будет делать каждый сам для себя.