Сергей увлёкся фотографией ещё подростком и через несколько лет, в середине 90-х, благодаря счастливому стечению обстоятельств стал штатным фотографом известной газеты. Там он встретил человека, который стал его учителем в профессии. Спустя много лет Сергея заинтересовал буддизм, и состоявшийся фотограф отправился в Непал к новым учителям.
Первый раз я оказался в Непале в 2010 году. Чтобы получить новую визу в Индию и вернуться в Ладак, нам с женой нужно было провести два месяца вне страны. Непал подходил для этой цели лучше всего: близко, дёшево и интересно. Месяц мы ходили по горам, месяц прожили в районе Боднатх — средоточии буддийских монастырей и тибетских беженцев, посещая еженедельные лекции в монастыре Чокьи Ньимы Ринпоче. А в 2013 интерес к буддизму снова привёл нас в Непал, и в этот раз мы задержались на восемь месяцев.
Большую часть времени мы жили в Катманду, в районе Боднатх. Два месяца провели в пригороде столицы Непала — Киртипуре, в монастыре, где вместе с другими иностранцами изучали буддийские практики.
Катманду — большой, пыльный, практически лишённый зелени и воды город с безумным движением, и при этом абсолютно лишённый агрессии. Лучше всего проводить время на крыше дома, кафе или монастыря — обозревать окрестности, наблюдать за взлетающими самолётами и любоваться закатом.
Некоторое время мы жили в семье тибетцев, решив пожертвовать комфортом гостиницы ради языковой практики. Каждый вечер мы поднимали матрас, ловили тараканов, чтобы те не гуляли по нам ночью, и выбрасывали их в окно. Как оказалось позднее, прямо на штаб маоистов. А когда из монастыря неподалёку большая часть монахов уехала зимовать в Бодхгаю в Индию, мы сняли там две комнаты с маленькой кухней.
Важно понимать, что туристы — это чуть ли не основной источник дохода Непала, страны бедной, с неразвитой экономикой. И заработать на туристах старается как государство, так и сами местные жители. К этому надо быть готовым, и тогда вас не постигнет разочарование. Пока вы будете переезжать от одного туристического объекта к другому, переходить от лоджа к лоджу на популярном маршруте в горах, к вам будут относиться как к туристу — источнику денег. Задержитесь хотя бы на несколько дней, и появится шанс, что в вас увидят живого человека, и возникнут отношения, основанные на взаимном интересе.
Район Боднатх, в котором мы провели большую часть путешествия, вырос вокруг храмового комплекса и главной святыни тибетского буддизма в Непале — Ступы Боднатх (Бода). В буддийской традиции ступа — символ просветления и как таковая объект поклонения. В некоторых ступах могут храниться частички священных останков, культовые предметы, тексты или одежда просветлённого Учителя.
Кора — это ритуальный обход вокруг святыни по часовой стрелке. Во время движения начитывают мантры или делают благие пожелания. На ежедневную кору к Боде собираются представители горных народов Непала и буддисты со всего мира, которые приезжают сюда для участия в религиозных церемониях и праздниках.
А праздников у буддистов много. Каждый месяц по лунному календарю празднуют День Будды Медицины и Зелёной Тары, День Гуру Ринпоче, День Будды Амитабы (полнолуние), День Дакинь, День Защитников. Считается, что заслуга от полезных действий в дни праздников увеличивается во множество раз, поэтому в монастырях проводят пуджи, а практикующие делают благие пожелания и подношения, зажигают масляные светильники, благовония, раздают милостыню.
Главные ежегодные праздники – это Сага Дава (рождение, просветление и уход в паринирвану Будды Шакямуни) и Лосар (новый год). Сага Дава отмечают на 15 день четвёртого тибетского месяца. Весь месяц рекомендуется не есть мяса, он благоприятен для совершения подношений, паломничества и благих деяний, как я уже говорил, в праздники это особенно результативно. Регулярно проводятся Мёнламы («молитвы сильных пожеланий») разных школ тибетского буддизма.
Лосар празднуется по тибетскому традиционному календарю начиная с первого дня первого лунного месяца. Готовиться к нему начинают уже за несколько недель: в домах проводится генеральная уборка, на улице продают специальные изделия из теста и украшения, предназначенные для праздничных ритуалов и алтарей, идут очистительные пуджи и танцы лам.
Традиционно танец лам связан с тантрической практикой. Это часть ритуала, в ходе которого практикующий использует в танце те движения, которые он визуализировал до того как начал танец. Однако для обычных зрителей это просто спектакль, для кого-то увлекательный, для кого-то не очень. Один раз я даже услышал от одного из туристов: «Музыка убогая, движения однообразные».
Считается, что лучшее, что вы можете сделать для своего здоровья и продления жизни, — это поехать в Маратику. Пещера Маратика — популярное, но не самое доступное место паломничества в Непале. С точки зрения обычного туриста, это просто довольно большая пещера, на потолке которой пищат летучие мыши, а внизу валяется их помёт вперемешку с подношениями, которые делают индуисты. Говорят, что если проползти между определёнными сталактитами-сталагмитами, то вы гарантированно не переродитесь в адах, но чтобы решиться ползти по полу этой пещеры, учитывая сказанное выше, ваша вера должна быть очень сильна.
Для практикующего буддизм Непал, безусловно, может стать местом вдохновения и познания. Но так же легко там поддаться очарованию внешних атрибутов и подменить настоящую практику погоней за ними: ещё одно посвящение, встреча с ещё одним Ринпоче, ещё один буддийский праздник, ещё одна волшебная пилюля.
Понравился материал? Тогда ставьте палец вверх и подписывайтесь на наш канал, чтобы получать интересные тексты ещё чаще.