Литературные основы «Приключений Электроника» (1979) и «Приключений Буратино» (1976) ничем и никак не похожи друг на друга, тогда как эти два фильма, созданные в 1970-е годы, во многом идентичны. Как будто авторы киноверсии «Электроника» делали свою картину в некоторой оглядке на триумф двухсерийной версии «Золотого ключика». Или у них просто так получилось?
1. Создателя Буратино и Электроника играет один и тот же актёр — Николай Гринько. Бездетный мастер творит себе сына — то из дерева «на радость людям», то из металла, чтобы молодой Терминатор выигрывал у профессора в шахматы. (Интересно, что всё тот же Гринько был выбран Андреем Тарковским на роль Профессора в «Сталкере». Тот Профессор собрал с друзьями бомбу. Электроник — та же «бомба». Впрочем, об этом — в следующий раз, ибо сегодня — о Буратино).
Креатура — деревянная и железная — обе сбегают от своего «папы» и направляются к людям. По ходу дела Буратино и Электроник создают проблемы себе и окружающим, но при этом — качественно трансформируя себя и мир. Оба «отца» деятельно ищут мальчиков, понимая, что их творения вряд ли сумеют быстро адаптироваться и непременно понаделают бед. Или - изменят что-то в настройках вселенной, что и происходит.
2. Изысканно подан и Владимир Басов — Дуремар, превращённый в Стампа. Доросший до Стампа. От ужасно нелепой серой одежды странного покроя — до белых джинсов, буквально светящихся в ночи. Кстати, в «Буратино» именно Дуремар — главный обладатель секрета ключика. Ему известно несколько больше, чем Карабасу. И Стамп каким-то неведомым образом знает о «кнопке» Электроника задолго до того, как о нём стало известно кому бы ни было.
3. Поиски артефакта. Ключика или же — пресловутой кнопки. И то, и другое даёт обладателю некие возможности. И кнопка, и ключик — это «вскрытие» чего-то принципиально нового. Для Карабаса срывание холста в каморке папы Карло — это некий качественный переход, как и срывание музейных холстов — для Стампа. И там, и там нужны отмычки. И Электроник играет роль «золотого ключика», точнее — серебряного. Серебряный мальчик — символ города, который должен проложить Стампу путь к золоту.
4. В обоих фильмах очень ярко показан контраст условно-западного (или условно-итальянского) и - советского миров. В финале «Приключений Буратино» его герои проходят через пространство и время, попадая в зал некоего детского театра — советского театра. Это и есть волшебная страна, в которой исполняются все желания. При этом она — эта страна — сугубо материальна. Без сказок и чудес. В финале «Электроника» железный парень возвращается к своим товарищам — в СССР и фоном звучит песня о человеке, который должен сам делать свою судьбу.
Зина Корзина (с)