Найти тему
Сады и цветы

А был ли сад? Гран-при Челси 2015

А был ли сад? Этим вопросом задавались многие поклонники традиционного английского садоводства, обсуждая сад, сделанный Дэном Пирсоном (Dan Pearson) для Цветочного Шоу в Челси - 2015.

Новые вершины искуственной природности стали главной темой дискуссий. Самые ярые поборники миксбордеров указывали на то, что нельзя называть садом выхваченный из старого имения Чатсуорт и перенесенный на выставку кусок природы. Это лукавство, вероятно, было вызвано досадой от того, что их любимый коттедж-гарден неумолимо уходит в прошлое. И всё отчетливее становится ясно, что будущее - за природными садами. Дизайн Дэна Пирсона был обескураживающе оригинальным и впечатляющим: всё просто, всё на поверхности, однако кроме него на такую глубину нырнуть не смог никто. В отличие от многих других выставочных работ, этот сад будет жить и дальше, ведь после шоу его перенесли туда, где родился его образ - в Чатсуорт.

-2

После триумфальной победы сада Laurent-Perrier на Цветочном Шоу в Челси в 2014 году перед Дэвидом Хескетом (David Hesketh) встала трудная задача. Нужно было выбрать интересную тему для сада-2015 и дизайнера, который воплотил бы ее не хуже Лучано Джуббилеи (Luciano Giubbilei). Но как забраться еще выше, если ты уже на вершине? Дэвид Хескет не был бы управляющим директором знаменитого французского дома шампанского в Великобритании, если бы не знал ответа на этот вопрос. Достойная большого дизайнерского таланта тема нашлась быстро.

-3

Помимо самой выставки в Челси, Laurent-Perrier является официальным поставщиком шампанского в Чатсуорт-Хаус, дербиширскую резиденцию герцога и герцогини Девонширских. Старинный дом, прекрасный регулярный сад (усадьба занимает больше сорока гектаров) заставляют задуматься о семейных традициях, богатом наследии и тонком вкусе - всём том, что присуще и марке Laurent-Perrier. Итак, задача ясна: создать на Челси миниатюрный образ Чатсуорта, сделав выставочный сад легким, свежим и изысканным - как само шампанское. Хескет понял, что для этого придется привлечь "тяжелую артиллерию", и приложил все усилия, чтобы вернуть на Челси Дэна Пирсона, который не участвовал в выставке уже 11 лет.

-4

Помимо высокой занятости дизайнера, причиной столь длинной паузы была неохота делать сады-однодневки. Ведь шоу длится меньше недели, а потом большинство садов, каждый из которых стоит от полумиллиона фунтов стерлингов, утилизируют... Именно этим Дэн Пирсон объяснил столь долгое отсутствие. И дал свое согласие, когда герцог и герцогиня Девонширские подтвердили, что будут рады предоставить выставочному саду постоянное место - в Чатсуорте. Кстати, они оказывали всю необходимую помощь при подготовке к выставке и даже выделили день, чтобы поработать на Челси... волонтерами, раздавая листовки о саде.

-5

Многие были удивлены, как за несколько дней, отведенных на выставке для монтажных работ, можно было создать сад со степенью детализации "травинка к травинке" и так искусно сымитировать уголок, к которому давно не прикасалась рука человека? На самом деле подготовка была очень долгой и кропотливой. Каменный "каркас" был собран в питомнике Crocus, который отвечал за растительное наполнение сада, за три месяца до шоу.

-6

Дернина с луговыми цветами была выращена специально для этого сада, нарезана на большие куски и в таком виде перевезена на выставку. Кстати, в отличие от всех остальных шоу-садов, все растения были не замаскированы в горшках, а по-настоящему высажены в почву.

-7

Не обошлось и без сюрпризов: место посадки одной из пятитонных ив пришлось изменить в последний момент. Готовившая посадочное место команда раскопала рабочую канализацию викторианских времен, которая вряд ли бы выдержала такую нагрузку. Кстати, некоторым деревьям, которые были высажены в саду, было уже за 40 лет. В Соединенном Королевстве питомники не очень-то жалуют крупномеры, поэтому ивы пришлось покупать в Голландии, а остальные деревья прибыли из Германии и Франции. Рододендроны, почвопокровные растения, а также тонну листового перегноя и триста тонн камней были привезены из самого Чатсуорта.

-8

Поначалу Дэн Пирсон не был уверен, возьмется ли он за этот проект. Ознакомившись с фотографиями Чатсуорта, он понял, что не представляет себе, как создать образ этого огромного регулярного сада на Челси. Однако, побывав в поместье, он нашел источник вдохновения - в прямом смысле этого слова. В одном из отдаленных уголков, кажется, забытом садовниками, течет Форелевый ручей - узкий петляющий с вершины сада вниз поток воды.

-9

Это дикое место, давно отданное на откуп природе, было не менее совершенно, чем строгие линии формальных посадок и длинные висты регулярного сада. Именно там Дан Пирсон и решил идти от противного и взять за основу образа Чатсуорта его "забытую", "заброшенную" часть.

-10

Однако извилистый ручей в обрамлении луговых цветов не мог передать масштабности сада. Для этого дизайнер решил использовать "скульптуры" из огромных валунов - аллюзия на знаменитый чатуортский рокарий, сделанный Джозефом Пакстоном (Joseph Paxton), инженером и ландшафтным архитектором викторианской эпохи.

-11

Этой же цели служат деревья и кустарники - оцените их размеры и возраст. Английские журналы обратили внимание и на красноречивый выбор некоторых старомодных видов. Например, рододендрон желтый (Rhododendron luteum) уже давно стал в Великобритании табу из-за своей инвазивности, а бобовник анагиролистный (Laburnum anagyroides) вышел из моды полвека назад после того, как основательно набил оскомину: один из его особенно пышно цветущих сортов сажали буквально в каждом саду. Здесь же они растут и служат одновременно и возвращением к природному, и воспоминанием о прошлом.

-12

Умение Дана Пирсона соединять прошлое с будущим я увидел и в искусно подобранном среди других кустарников месте для магонии (Mahonia) Soft Caress.

-13

Этот сорт с необычно узкими листьями стал победителем среди новинок прошлогодней выставки.

-14

Связь времен символизируют и молодые сеянцы дуба в подножии уже умершего дерева...

-15

Помимо всех этих деталей, полнейшую достоверность, чувство того, что "это здесь росло всегда" саду придают засохшие остовы прошлогодних цветов, например, всем известной "сорнячной" ворсянки. Я могу ошибаться, утверждая, что этот прием до Дэна Пирсона на Челси никто не использовал. Но я не припомню, чтобы кто-то из дизайнеров додумался сажать на майской выставке цветы, засохшие к прошлому октябрю. Простая и очень эффектная идея, столь очевидная, что никто не обратил на нее внимания.

-16

Сад был расположен на самом трудном с точки зрения дизайна участке Челси. Во-первых, он треугольной формы (остальные - прямоугольные). Во-вторых, это единственный участок, со всех сторон окруженный дорогами, то есть с круговым обзором (остальные допускают обзор с двух из четырех сторон).

-17

Обычно дизайнеры, которым доставался этот участок, находили способ закрыть одну из сторон (стеной, высокими посадками и т.д.). Творение Дана Пирсона просматривается насквозь со всех сторон.

-18

Для наблюдателя, прогуливающегося вокруг сада, открывается серия виньеток, входом в которые служат дорожки из природных материалов, будь то дубовые доски, камни или просто трава.

-19

Скамейки, кстати, тоже из дуба.

-20

В общем, если вы спросите меня, то я скажу, что сад не просто был. У него и за ним – будущее.

Подписывайтесь на мой канал "Цветы и сады" в Яндекс-Дзен