Найти тему

Верденская битва заставила задуматься о проекте первых танков.

Оглавление

Четвертого августа 1914 года германские войска вторглись в Бельгию, а спустя месяц оказались всего в 40 километрах от Пари­жа. Казалось, что прогнозы генералов сбываются: нет таких кре­постей, которые хоть ненадолго задержали бы воюющие армии.

Но через два месяца после начала войны положение на Запад­ном фронте застыло на всем пространстве от бельгийского побе­режья до швейцарской границы.

Нашлась неприступная крепость. Огромная, несравнимо боль­ше Великой Китайской стены.

В 1915 году наш оружейник Владимир Григорьевич Федоров описал укрепления на участке 10-й французской армии:

Прово­лочные заграждения в двадцать рядов. В полупустых окопах пер­вой линии - редкие наблюдатели, следившие за противником в перископы, и стрелки с ручными пулеметами системы Шоша. Скрытые ходы сообщения ведут ко второй линии обороны. Здесь, записал Федоров,

«уже более солидные фортификацион­ные сооружения, рассчитанные на защиту от огня полевой артил­лерии. Окопы эти были с козырьками и имели большое количе­ство вырытых в земле убежищ... Некоторые были вырыты так глубоко, что толща земли над ними достигала пяти метров... Во избежание обвалов были устроены потолки - бревенчатый нас­тил, покоившийся на вертикальных подпорках... Всюду было про­ведено электричество».

Итак, неприступной крепостью стала земля. Наступление германцев под Верденом в феврале 1916 года началось с девятичасовой артподготовки. Каждый километр французских окопов обстреливало по 110 орудий.

-2

Когда же гер­манцы пошли в атаку, перемешанные с землей французские по­зиции встретили их огнем. Артподготовку французы переждали во второй линии обороны, которую меньше обстреливали. Толь­ко к исходу дня германцам удалось занять передовые окопы. А впереди была следующая линия обороны. И еще. И еще.

Бои шли десять месяцев. Позже подсчитали средний темп нас­тупления: сорок метров в сутки. Потери с обеих сторон - милли­он солдат и офицеров. В конце концов германцы отошли на прежние позиции.

-3

Такими же кровавыми и безрезультатными были наступа­тельные операции англо-французских войск. За первый день битвы у реки Сомма, 1 июля 1916 года, из ста тысяч наступав­ших английских солдат двадцать тысяч были убиты, а сорок тысяч ранены. Англичанам не удалось продвинуться ни на метр.

Война превратилась в бойню без всякой надежды на стратеги­ческий прорыв обороны. Ведь отступавшие войска могли рыть у себя в тылу новые траншеи быстрее, чем противник отбивал их на переднем крае. Применение штурмовой авиации и боевых га­зов только увеличило потери, не дав преимущества ни одной из сторон.

Единственной успешной операцией 1916 года был прорыв войск генерала Брусилова на Юго-Западном фронте.

-4

Изрытое воронками и бесконечными траншеями с колючей проволокой, пристрелянное пулеметами и артиллерией, поле боя оказалось непреодолимым для пехоты. Царить на нем смогла бы только гусеничная боевая машина, которая не боялась бы ни вражеского огня, ни проволоки, ни траншей.

В октябре 1914 года полковник Эрнест Суинтон предложил во­енному министерству Великобритании создать «крейсер с гусе­ничным движителем» на базе трактора. Идея была не нова. Но в этот раз она вовремя напомнила о себе.

Из докладной записки полковника Суинтона:

1. Крейсеры с гусеничным движителем или блиндирован­ные форты могут быть использованы в большом количестве во время общей пехотной атаки на широком фронте или в от­дельных боевых эпизодах.
2. Желательнее иметь большее количество небольших крейсеров, чем малое количество больших.
3. Броня крейсера должна быть непроницаемой для сосре­доточенного огня винтовок и пулеметов, но не для огня ар­тиллерии. Весь крейсер должен быть окован броней.
4. Тактическая задача крейсера - атака; в его вооружение должно входить орудие с меткостью до 1000 ярдов (914 м) и по крайней мере два пулемета Льюиса, из которых можно было бы стрелять через бойницы в стороны и назад.
5. Команда должна состоять из шести человек: два человека у орудия, по одному - у каждого пулемета Льюиса и два шофера.
6. Крейсер, снабженный гусеницами, должен обладать способностью переезжать через воронки, получившиеся от разрыва снарядов, до 12 футов (3,6 м) в диаметре, до 6 фу­тов (1,8 м) глубины, с покатыми стенками; он должен переез­жать через колючие проволочные заграждения значитель­ной ширины и через неприятельские окопы с отвесными стенками до 4 футов (1,2 м) ширины.
7. Крейсер должен двигаться со скоростью не менее 2,5 мили в час (4 км/час) по пересеченной местности по крайней мере в течение 6 часов.

Сейчас по этим ТТТ (тактико-техническим требованиям) легко узнать танк сопровождения пехоты. Легкий, поскольку броня про- тивопульная, а размеры танка заданы небольшими. Смущает только название: не «катер», не «канонерская лодка», а «крей­сер». На море это очень большой корабль. Больше только линко­ры да в наши дни - авианосцы.

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал"ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!