Найти тему
Читающий котофей

Японцы глазами русского пленного XIX века. Записки капитана Головнина. Часть II

Оглавление

Вчера я рассказывал, как так вышло, что российских моряков, описывавших острова на Дальнем Востоке, пленили японцы. В этом посте я опишу особенности японского народа, которые подметил наблюдательный капитан Василий Головнин.

Это сейчас мы можем рассуждать о национальном характере Японии, о японской душе, зачитываясь книгами Всеволода Овчинникова, Александра Мещерякова, Юры Окамото. Но тогда, в XIX веке, когда страна восходящего солнца изолировала себя от внешнего мира, мир о японцах толком ничего не знал. Поэтому рассказ пережившего двулетний плен Василия Головнина об этой восточной стране стал одним из важнейших свидетельств о Японии того времени. Книгу в последствии переводили на европейские языки.

Итак, что же подметил Василий Головнин?

Японцы очень любят пить саке. Но при этом культура пития у них лучше, нежели у европейских народов. Днем не напиваются даже те, кто пристрастен к выпивке. Пьют только вечером, после работы и дневных занятий, причем:

..пьют понемногу, разговаривая между собой дружески, а не так, как у нас простой народ делает: "тяпнул вдруг, да и с ног долой".
"За распитием саке". Фото второй половины XIX века (Shinichi Suzuki)  Getty Museum
"За распитием саке". Фото второй половины XIX века (Shinichi Suzuki) Getty Museum

Японцы - сластолюбивый народ. Их культура дозволяет иметь любовниц, хоть по закону жена должна быть одна. Публичные дома, которые Головнин будто с уважением называет "дома для свободных женщин" (а скорее всего, это результат перевода), в стране законны, имеют свои права и преимущества. Содержатели таких домов воспринимаются государством как купцы, хотя в народе все же знаться с ними желает далеко не каждый. Подобные заведения очень популярны в Японии. Вблизи места заключения Головнина было несколько таких домов, где каждую ночь бесперерывно стучали в барабаны. Автор "Записок" считал это знаком того, что в заведении есть посетители. Местные жители также рассказывали пленным о столичном прекрасном храме Венеры, где содержится более 600 "прелестниц", и где на входе нередко отказывают посетителям - нет мест.

Японцы - просвещенный народ. По признанию капитана Головнина, в стране нет ни одного безграмотного человека, каждый знает законы. Да, в Японии нет величайших умов, известных на весь мир, нет первооткрывателей с громкими именами, однако Головнин привел один любопытный случай. Однажды простой японский солдат заговорил с пленными русскими. Он указал им на чашку и спросил, знают ли русские, что Земля круглая. Затем он показал на чашке условное расположение японского государства относительно европейских. И по замечанию русского капитана, показал он абсолютно верно.

-2

Истинное просвещение, как отметил автор "Записок", проявляется в характере общения японцев между собой. Они вежливы. Даже самые бедные представители народа крайне учтивы в обращении с другими. Во время ссор они не бранятся и не кричат, они выясняют отношения очень скромно и тихо, будто ведут светскую беседу.

Правда, их предрассудки насчет агрессивного настроя русских было сложно разрушить. Японцы, во-первых, вообще мало что знали о других народах и со скепсисом относились к рассказанным историям: " какое дело нам знать все сказки, вымышляемые каждым народом для своего тщеславия?" Во-вторых, боялись они одного древнего предания, что однажды придет северный народ, который покорит Японию.

О развитии искусства у японцев Головнину было сложно судить. Однако когда он прочитал им оду Державина "Бог", он заметил, что слушатели различили рифмы и оценили благозвучие строк. Тогда японцы попросили перевести стихотворение на их язык. Можно только представить, как бы маялся Головнин, пытаясь объяснить смысл строчки "Без лиц в трех лицах Божества"! Но японцы были не слишком настойчивы, успокоившись, когда капитан сказал, что понять это способен только истинный христианин.

Произведение Державина до того понравилось местному чиновнику, что он велел написать его на белом атласе и отправить вместе с переводом императору.