Сторонники авторского права, клеймящие китайцев за подделку известных торговых марок, просто смешны! Китайцы в своем праве, все эти фирмы Abibas - справедливая и законная месть европейцам. Про стиль «шинуазри» помните? Я напомню…
Помните, когда-то нам из всех привокзальных ларьков Наташа Королева рассказывала, что есть за горами, за лесами маленькая страна? В немалой степени успех песни был обусловлен тем, что Игорь Николаев, автор текста, цинично эксплуатировал один извечный человеческий архетип.
Всякая разумная гуманоидная особь на подсознательном уровне свято убеждена в том, что счастье рядом, надо лишь найти, где спрятали какую-нибудь счастливую страну Лимонию. Такие легенды есть у всех народов. Испанцы ищут Эльдорадо, индусы бьют ноги в поисках Шамбалы, а русские мечтают смыться в благословенные Беловодье или Никанское царство. При этом чудесная страна может быть как целиком и полностью вымышленной, так и абсолютно реальной. Ровно как и тяга к дальней сторонке может вылиться во всякие безобразия или обернуться дивной красотой.
Возникновение китайского стиля, он же "китайщина", он же "шинуазри" - результат несчастной любви европейцев к «недвижному Китаю» и последствие того, что Срединная Империя так и не ответила взаимностью.
История, надо сказать, презанятная. На исходе Средневековья Европа изрядно «подсела» на азиатские товары. Королей и баронов можно понять – в те времена европейские товары выглядели весьма бледно рядом с отточенным мастерством ремесленников Востока. Азиаты били и качеством, и количеством, и ценой. На стыке XVII и XVIII веков, к примеру, легкие индийские ткани - «миткали» резко изменили представления европейцев о возможностях ткачества, торговля грубой английской шерстью вскоре пришла в упадок, и фабрики закрывались одна за другой.
В 1719 году взбунтовались ткачи Спайталфилда, которые начали рыскать по городу и обливать кислотой женщин, одетых в наряды из миткаля. Арестованных смутьянов выставляли у позорного столба на площади, обиженные горожанки приходили поиздеваться над обидчиками, но не тут-то было - «оставшиеся на свободе ткачи подкрадывались к женщинам сзади и срывали с них одежду».
Впрочем, с Китаем или «Катаем», как его называли в тогдашней Европе, ситуация была иной. Китай ни демпинговать, ни не заваливать Европу товарами даже не собирался. Он вообще не собирался иметь с ней дело. Там точно знали, где находится культурный центр Вселенной, и европейцев с их никому не нужными товарами держали за варваров, приносящих дары Императору. Что бы приобщить дремучих к истинной культуре, им, конечно, вручали ответные дары, но не увлекались. Потому как любому цивилизованному человеку понятно, что менять свои варварские поделки на произведения истинного искусства дикари будут охотно и чем чаще, тем лучше. Поэтому ретивых окорачивали – к примеру, указ императора Шуньджи относительно голландцев гласил: «Мы не можем позволить им направлять свои корабли в Китай чаще, чем один раз в восемь лет. И тогда они могут привести товаров на четырех судах».
Итогом была многолетняя ажиотажная мода на китайские товары и жуткий их дефицит. Мудрено ли, что европейцы нашли единственный выход – начали делать «китайские» вещи сами. В книгах подробно описаны все перипетии создания европейского контрафакта в условиях полного отсутствия информации о Китае и тотального засилья россказней брехунов-путешественников.
Например, про то, как секрет изготовления фарфора не могли разгадать долгие десятилетия. И все потому, что некто Марко Поло рассказал, что глину для бесценной керамики «сложив в большую кучу, подвергают воздействию ветра, дождя и солнца на протяжении тридцати или сорока лет». Можно только догадываться, сколько глиняных терриконов наворотили доверчивые европейцы, пока немцы уже в 18 веке не разгадали секрет. И то лишь потому, что властитель Саксонии Август II Сильный помешался на китайском фарфоре, тратил на него все деньги, и, как резюмировали современники: «Китай стал проклятием Саксонии». Другого выхода, кроме как разгадать рецепт, у поданных обезумевшего синофила просто не осталось.
Или про то, как Людовик XV отправлял в подарок китайскому императору Цянлуню шпалеры, вышитые «сценами из китайской жизни» и бедный император, посмотрев на странные картинки, не знал, куда девать эти сценки из жизни эксцентричных французов.
Как наконец, шинуазри стал самостоятельным, самобытным и очень интересным стилем в искусстве Англии, Франции, Германии, да и России – вспомним Ораниенбаум.
Суть же этого стиля, который процветает и поныне, один из его лучших историков Доон Джекобсон исчерпывающе определяет одной фразой: «Китайский стиль – это греза средневековой Европы о сказочной стране Катай».
-----------------
Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Московиты. Книга первая - https://author.today/reader/42820/333819
Одна давняя и позабытая история о несчастном Слепце и трех братьях — Косом, Силаче и Красавчике. Школьные учебники сухо именуют ее "феодальной войной второй четверти XV века в Московском княжестве" и отводят ей максимум пару абзацев. На деле же этот эпизод российской истории ни в чем не уступит "Игре престолов".
Если вам понравится - я буду очень рад.