Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

Когда манекенщица - обычная девушка

Сейчас некоторые знаменитые фирмы - производители дамского белья или, там, косметики, мыла, делают небывалые и — удивляющие маркетинговые ходы: их товар рекламируют не лощёные фотомодели, а — обыкновенные женщины. Причём, снимают их так, чтобы не вуалировать недостатки. В этом есть нарочитость, а вовсе не желание показать, что «...наши вещи носят не богини, а простые смертные». Однако в истории модельной индустрии было время, точнее — место, где рекламу новинок и демонстрацию мод поручали не самым красивым, а ...самым случайным девушкам. Это — Советский Союз, конечно же.

Разворот журнала 1920-х годов.
Разворот журнала 1920-х годов.

В 1920-1930-х годах считалось, что мода, одежда существует не сама по себе, как «искусство», но имеет сугубо прикладное значение, а потому для дефиле и фотосессий подбирались обыкновенные лица, иной раз даже не самые привлекательные. К фигурам отношение было несколько строже — никакой сутулости, чрезмерной худобы или полноты. Всё должно быть средним. Не бросаться в глаза. Постулировалось, что западные модельеры не столько шьют, сколько устраивают из своей работы пышное шоу. Поэтому их творения «носят» неземные красавицы, к тому же сфотографированные в удачных ракурсах.

Страницы из советского каталога причёсок. 1939 год. Взято в блоге https://lobgott.livejournal.com/
Страницы из советского каталога причёсок. 1939 год. Взято в блоге https://lobgott.livejournal.com/

Где уж тут понять, что за платье и как его носить обычной девушке? Да и нет у простой парижанки Мари-Жанны такой возможности — заказать наряд от Ланвэн или Вионне. А богатая клиентка — она даже, будучи жирная, кривая и с носом-рубильником, всё одно — хороша для буржуазного мира. Ибо имеет капитал. А потому — носит роскошные крепдешины и меха, которые для неё показывала модель-Афродита, а не случайная Арлетт-Колетт из предместья.

Для сравнения - западная мода 1930-х (наряд от Мадлен Вионне) и её фото-воплощение.
Для сравнения - западная мода 1930-х (наряд от Мадлен Вионне) и её фото-воплощение.

В СССР писалось так: у нас нет такой одежды, которую было бы 1) невозможно производить на фабрике в массовом порядке или - в ателье в индивидуальном, но тоже без всяких особенных наворотов; 2) которую некуда носить среднестатистической советской женщине. Поэтому многих фасонов, какие встречались в западной прессе, не существовало в СССР даже на уровне рисованной картинки или вкладки «Заграничные моды» - из буржуазных наработок брали только то, что не вызвало бы нареканий и — недоумения.

Кадр из фильма «Девушка без адреса».
Кадр из фильма «Девушка без адреса».

После войны к фотомоделям и манекенщицам стали предъявлять более серьёзные требования. Напротив, девушки из ОДМО и региональных домов мод отличались завидной привлекательностью. Но при этом оставались ниши, где «манекеном» могла стать почти любая. Лишь бы не кособокая. Это — демонстрация рабочей одежды. Туда набирали без особых критериев. Помните фильм «Девушка без адреса», где Катю Иванову нашли буквально на улице? Средне-миленькая, типовая фактура — там смысл фильма в том, что подобных Катюш — сотни и тысячи.

Заметка из журнала Siluett (1976).
Заметка из журнала Siluett (1976).

Кроме того, в домах мод работали манекенщицы, демонстрировавшие моду для полных или одежду для пожилых. Особенно это было заметно, когда в руки попадал таллинский Siluett или латышский Rīgas Modes. Больше того — в журналах печатались объявления, приглашающие девушек и женщин самых разных размеров. Потому как вещи разрабатывали для самых разных типов и возрастных категорий. А то, что сейчас фирмы (и наша цивилизация — в целом) озаботились проблемой толерантности к «не модельным» формам — это ещё большее и — ещё худшее «шоу», чем дефиле шикарных див с параметрами 90-60-90.

Зина Корзина (с)