Вместо того, что бы готовить плановые отчёты о последних посещённых мной забугорных военных музеях, приходится отвлекаться на очень печальные вещи. А именно - наше (не американское и не украинское какое-нибудь) Министерство обороны по-прежнему настаивает на закрытии всемирно известного авиамузея в подмосковном Монино.
Официально музей должен будет "переехать" в парк "Патриот" в Кубинке. Что это значит для уникальных авиаэкспонатов монинского авиамузея? Тут всё просто. Большинство крупных самолётов - вроде Ту-114, Ту-144, 3М, М-50, Ту-4, Ту-95, Т-4 ("сотка") и других - перевезти на новое место с "разумными" затратами просто невозможно. А поскольку "неразумные" никто нести не станет, судьба этих экспонатов будет весьма плачевной - их либо просто бросят на старом месте, где они после закрытия музея будут растащены на металлолом, либо их разрежут болгаркой на части, перевезут в "Патриот", а собрать уже не смогут (как осмысленная сборка, так и разборка таких самолётов возможна лишь при наличии заводских условий, с соответствующей оснасткой и специалистами). В итоге, от уникальных экспонатов останется опять лишь груда металлолома.
Разговоры о практически гарантированной гибели основных экспонатов музея - это не измышления критиканов и не попытка навести тень на плетень.
Привожу здесь сканы соответствующих экспертных отзывов наших ведущих авиационных конструкторских бюро по теме уже решённого "переезда" музея.
"Считаем, что перемещение ВС - экспонатов музея разработки ОКБ им. А.С. Яковлева нецелесообразно и может привести к потере уникальных экспонатов, имеющих историческую ценность и грающих большую роль в патриотическом воспитании молодёжи."
"Разборка самолётов на крупные части проблемы не решает, т.к. части конструкции, даже разобранные по стыковочным узлам, превышают размер, допустимый к перевозке наземным транспотром из-за невозможности проехать под мостами, путепроводами, линиями электропередач. Расчленение конструкции на более мелкие части приведёт к невозможности последующей сборки, т.к. для этого нужны заводские условия. Стоимость таких работ превысит стоимость работ по постройке самолёта заново.
Считаем, что перемещение летательных аппаратов таких размеров нецелесообразно, требует огромных финансовых и трудовых затрат и потребует кропотливой и напряжённой работы большого коллектива специалистов в течении многих лет и может привести к потере уникальных экспонатов, известных во всём мире, представляющих огромную историческую ценность..."
"Имеющаяся у нас практика разборки, транспортировки и последующей сборки таких машин при отсутствии специальной оснастки и инструмента крайне трудоёмка и часто приводит к поломкам, порче их внешнего вида. В связи с этим восстановление их для использования в качестве музейных экспонатов будет крайне затруднительным. В таких условиях осуществлять перебазирование не рекомендуем."
"... перебазирование Центрального музея ВВС равносильно его уничтожению."
"...считаем, что транспортировка экспонатов Центрального музея ВВС РФ нецелесообразна и может привести к потере уникальных летательных аппаратов, играющих большую роль в патриотическом воспитании молодёжи."
Итак, мнение специалистов-авиастроителей однозначное. Но поможет ли оно в итоге спасти музей и его уникальные экспонаты?
Источники фото и документов - объединение волонтёров Центрального музея ВВС.
Спасибо за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, если Вам понравилось.
Ещё больше историй и музеев в блоге "Военный музей" на Яндекс.Дзен
Я всегда рад новым друзьям и читателям! Добавляйтесь, читайте и комментируйте меня также в LiveJournal - Instagram - Facebook - ВК - twitter