Найти тему
ЭКОЮРС - Новости

О разъяснении требований законодательства в области обращения с отходами

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11 июля 2018 года № АА-10-02-36/14300 «О разъяснении требований законодательства в области обращения с отходами»

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования по результатам проверки деятельности территориальных органов Росприроднадзора в области обращения с отходами производства и потребления, проведенной Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также внесенного Росприроднадзору представления об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления предоставила разъяснения по вопросу требований, законодательства в области обращения с отходами.

В разъяснениях отмечено, что до настоящего времени порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, и требования к ее осуществлению, отсутствуют.

До момента принятия нормативного правового акта, регламентирующего порядок профессиональной подготовки лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, согласно

  • подпункту «г» пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 года № 1062) (далее – Положение № 1062),
  • пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ)
  • пункту 3 статьи 15 Закона № 89-ФЗ
  • подпункту 14 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

Росприроднадзор полагает целесообразным при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности руководствоваться Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами (утв. приказом МПР России от 10 февраля 2002 г. № 868), в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Отмечено, что внеплановые документарные и внеплановые выездные проверки имеют различные цели, задачи и предметы, не являются идентичными, и, соответственно, необходимо подготавливать раздельные приказы о проведении внеплановой документарной и внеплановой выездной проверок.

Кроме того, в случае выявления в рамках проведения документарной выездной проверки предоставления соискателем лицензии (лицензиатом) недостоверных сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлениях и документах, а также сведениях, содержащихся в содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах, внеплановую выездную проверку соответствия соискателя лицензии (лицензиата) проводить нецелесообразно.

Указано, что в силу положений пункту 27 Правил № 1156 транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до 1 января 2018 года.

В свою очередь виды отходов, относящиеся к твердым коммунальных отходам (далее – ТКО) определены Федеральным классификационным каталогом отходов (утв. приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242), согласно которому к ТКО относятся все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.

Также в Письме отмечено, что в целях исполнения полномочий, определенных п. 5.5(9-5) Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400), по осуществлению территориальными органами Росприроднадзора учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации, в случае непредставления производителями товаров, подлежащих утилизации, Декларации, Отчетности, Формы расчетов экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22 августа 2016 года № 488), территориальным органам Росприроднадзора необходимо направлять требования о предоставлении Декларации и Отчетности, а также требования о добровольном погашении задолженности по уплате экологического сбора, а также принимать меры по взысканию задолженности по уплате экологического сбора в судебном порядке.

Указано, что датой представления технического отчета считается отметка территориального органа Росприроднадзора о его получении (вручении) с указанием даты или дата почтового отправления.

В случае непредставления технического отчета в установленные Порядком № 50 сроки, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не могут считаться утвержденными, и территориальным органам Росприроднадзора при осуществлении контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не представившим технические отчеты и осуществившим размещение отходов, необходимо применять повышающий коэффициент, определенный пунктом 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года № 255) (далее – Правила № 255).

Кроме того, непредставление технического отчета в установленные Порядком № 50 сроки образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.

Также, в Письме разъяснено, что в случае невнесения или неполного внесения платы в установленный срок, территориальным органам Росприроднадзора необходимо принимать меры по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду в досудебном и судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, Росприроднадзор полагает целесообразным при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности руководствоваться Примерной программой профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами (утв. приказом МПР России от 10 февраля 2002 года № 868), в части не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Отмечается, что в случае выявления в рамках проведения документарной выездной проверки предоставления соискателем лицензии (лицензиатом) недостоверных сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) заявлениях и документах, а также сведениях, содержащихся в содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и других федеральных информационных ресурсах, внеплановую выездную проверку соответствия соискателя лицензии (лицензиата) проводить нецелесообразно.

Указано, что одним из требований, предъявляемых к специальному оборудованию транспортных средств, планируемых к использованию или используемых для транспортирования видов отходов, отнесенных к ТКО, с 1 января 2018 года является оснащение заявляемых транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации, что подтверждается при проведении внеплановой выездной проверки соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.

В случае непредставления производителями товаров, подлежащих утилизации, Декларации, Отчетности, Формы расчетов экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22 августа 2016 года № 488), территориальным органам Росприроднадзора необходимо направлять требования о предоставлении Декларации и Отчетности, а также требования о добровольном погашении задолженности по уплате экологического сбора, а также принимать меры по взысканию задолженности по уплате экологического сбора в судебном порядке.

Не произведение расчетов размера вреда почвам после привлечения к административной ответственности лиц по части 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, либо невнесение информации в ПТК «Госконтроль» является нарушением вышеуказанного приказа.

В Письме указано, что в случае непредставления технического отчета в установленные Порядком № 50 сроки, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение не могут считаться утвержденными, и территориальным органам Росприроднадзора при осуществлении контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не представившим технические отчеты и осуществившим размещение отходов, необходимо применять повышающий коэффициент, определенный пунктом 20 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года № 255.

Разъяснено, что в случае невнесения или неполного внесения платы в установленный срок, территориальным органам Росприроднадзора необходимо принимать меры по взысканию платы за негативное воздействие на окружающую среду в досудебном и судебном порядке.

При этом невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена стптьей 8.41 КоАП РФ.

Материал для рубрики подготовила юрист Центра Егорова Анастасия