Следующая станция первой ветки московского метро - Комсомольская. Давайте поговорим именно про станцию красной ветки, не кольцевую.
У станции было два выхода. Один в здание Казанского вокзала и второй отдельно построенный.
Сначала у станции был вот такой выход:
Когда строили кольцевую - его снесли.
Эскизы станции и выхода:
Вы, наверное, заметили, что на эскизах станция называлась "Комсомольская площадь".
Переименовали, а точнее "укоротили" название незадолго до открытия. Но, как вы видите, даже официальные фотографы подписывали фото полным названием.
Современный вид:
У названия станции такая история: прямо над ней располагается Комсомольская площадь, которая до 1933 называлась Каланчёвской. А в 1933, на пятнадцатилетие ВЛКСМ, власти сделали площади такой подарок - переименовали. И первоначально, планировали станцию назвать - Каланчёвская площадь (есть наземная платформа с похожим названием - Каланчёвская), но передумали. Этому есть разумное объяснение: во время строительства, в 1934 году, на глубине залегания будущей станции, были обнаружены остатки деревянных построек. Как только решили провести археологические раскопки, на Москву обрушился страшный ливень, который не прекращался несколько дней и строящийся путь, фактически, оказался затопленным. Студенцы-метростроевцы спасли его невероятными усилиями. И станцию решили оставить за комсомолом, не меняя название на историческое.
Почему Каланчёвская площадь?
Здесь располагался Императорский вокзал и путевой дворец с высокой башней - каланчёй. Слово это тюркское - означает наблюдательную башню. К сожалению, не сохранились рисунки этого дворца и мы не можем его показать. Но можем показать площадь трёх вокзалов в начале 30-х:
Николаевский (Императорский, Октябрьский, Петербургский, а ныне ныне Ленинградский) вокзал:
А ещё раньше, на этом месте был огромный пруд:
Мы немного отвлеклись от метро.
Так вот. Станция комсомольская Сокольнической линии неглубокая - всего 8 м. Строилась открытым способом. На стройке было задействовано много студентов. Наверху станции 4 майоликовых панно, посвящённых метростроевцам. Одно из них:
Комсомольцам посвящены эмблемы капителей колонн: